Синкай Макото (新海誠 Sninkai Makoto) – режиссер, аниматор, актер-сейю. Родился 9-го февраля 1973 года в г.Куоми на востоке префектуры Нагано. Детство Макото Синкая прошло там же. Куоми – маленький и тихий городок, менее 6-ти тыс. жителей, столица префектуры находится почти в 100 км от него. Считается, что распространенные в фильмах Синкая кадры с изображением неба и плывущих по нему облаков навеяны именно детскими воспоминаниями режиссера.
В 1991 г. Макото Синкай окончил школу, а в 1992 поступил в частный университет Чуо в Токио, где изучал японскую литературу. В этот период своей жизни Синкай жил в префектуре Сайтама, расположенной к северу от Токио. Городские пейзажи Сайтамы впоследствии появятся в короткометражке "Она и ее кот", а также в "Голосе далекой звезды". Вообще говоря, для работ Синкая опора на реально существующие ландшафты весьма характерна.
В 1994 г. Синкай закончил университет и устроился на работу в компанию, производящую компьютерные игры. Пять лет он посвятил работе над игровыми заставками, сопроводительными буклетами и т.п. Параллельно с работой начиная где-то с 1997 г. он занялся и собственными анимационными проектами. По признанию самого режиссера изначально анимация для него была средством отвлечься от серых будней, глотком свежего воздуха в офисном круговороте. Сыграло свою роль и то, что все необходимое для создания анимационных фильмов у него было в буквальном смысле под рукой. Надо сказать, что технологии работы Синкай осваивал самостоятельно. Так, как своего рода учебное задание самому себе он создал ролик "Огороженный мир". Годом позже появилась другая короткая работа "Другие миры", в которой режиссер использовал только черный и белый цвета. Как произведения первых десятилетий кинематографа, "Другие миры" не были озвучены голосом: все действие происходит под музыку Эрика Сати, композитора начала XX века, а реплики заменены надписями.
Настоящий успех у зрителей Макото Синкаю принесла другая короткометражная работа – "Она и ее кот", созданная в домашних условиях с помощью Photoshop. Этот фильм сначала распространялся самим Синкаем через сеть, а позднее был издан ограниченным тиражом компанией CoMix Wawe. Аниме "Она и ее кот", лаконичное по форме, стало предметом множества весьма пространных рецензий и споров у зрителей. Эти черно-белые кадры стали визитной карточкой Макото Синкая и квинтэссенцией его неповторимого стиля.
Следующим шагом на пути в профессиональную анимацию стал фильм "Голос далекой звезды", в котором впервые прозвучала знаковая для Синкая тема любви в разлуке. Изначально "Голос далекой звезды" задумывался как лиричное повествование о влюбленных юноше и девушке, но позже в сюжете появился и элемент жанра экшн. Чтобы сосредоточиться над этим фильмом, Синкай оставил работу и всецело посвятил себя творчеству. Характерно, что он отверг предложения нескольких студий о реализации этого проекта на их производственной базе, и продолжил делать все сам, добиваясь максимальной целостности произведения во всех его деталях. "Голос далекой звезды" сделал Макото Синкая по-настоящему знаменитым у широкой публики. Маленький кинотеатр, в котором шел этот фильм не мог вместить всех зрителей, желавших его увидеть. "Голос далекой звезды" получил несколько наград на кинофестивалях и был издан на DVD рекордным тиражом.
Новой работой молодого мастера стала полнометражная картина "За облаками: обещание юности". В это время Макото Синкай уже сотрудничал с компанией CoMix Wawe, и вместе с ним над фильмом трудились художники Усио Тазава (дизайн персонажей) и Такуми Тандзи. Фильм был анонсирован в 2002 году, а в 2004 он увидел свет. Аниме "За облаками" продемонстрировало способность Синкая создавать масштабные картины, хотя и эпически-героический сюжет и здесь отступает на второй план, когда речь заходит о любви и самопознании. Успех этого фильма во многом был обусловлен двойственностью сюжета, в котором органично соединились приключенческая фантастика и созерцание красоты реального мира, явленной во всем и повсюду: в шелесте травы, в луче света, пробивающемся сквозь окно, в загадочной башне, в улыбке Саюри. Характерно, что на фестивале Canada Fantasia Film Festival эта работа получила приз зрительских симпатий: к ней просто невозможно было остаться равнодушным.
Критики в рецензиях на фильмы Синкая неизменно отмечали литературность, повествовательность его стиля. В самом деле синкаевский сюжет обычно наполнен не столько действием или яркими вспышками эмоций у персонажей, сколько меланхоличным течением самой жизни. Для своей последней работы "Пять сантиметров в секунду" (2007) Макото Синкай написал около десятка коротких историй, которые намеревался включить в фильм, превратив его в своего рода сборник рассказов. Большая часть из этих сценариев-скетчей так и осталась на бумаге, поскольку режиссер сделал выбор в пользу большей связности и цельности фильма. Но и те, что вошли – "Отрывок о цветущей сакуре", "Космонавт", "Пять сантиметров в секунду" – объединены преимущественно образом главного героя. Синкаю удалось решить в трудную задачу – создать лиричную картину без тени слащавости, соединить фрагменты фильма, как куплеты песни.
Поклонники творчества Макото Синкая с нетерпением ожидают от него новых работ, но сам молодой мастер на вопросы о планах пока лишь загадочно улыбается.