Я надеюсь, очень надеюсь, что никому здесь неинтересен "сухой" рассказ об истории разработки с датами. Так что делаю упор на интересные факты:)
Итак, когда-то "Си Харриер" был секретной разработкой. Занавес секретности был приподнят, когда "Харриер" был выставлен на одном из авиасалонов. Но даже в условиях авиасалона никого близко к самолёту, за ленту, не подпускали. Единственным человеком, кого из уважения пустили изучить свое "творение" англичане, был советский авиаконструктор Яковлев Александр Сергеевич.
Устройство "Харриера" было очень сложным, но принцип Яковлеву был ясен: это поворотные сопла. Если для создания тяги вперед надо, чтобы реактивная струя была направлена надзад, то для создания тяги вверх надо, чтобы реактивная струна была направлена вниз. Отпуская всю историю создания самолёта, в 1976 году Як-38 приняли на вооружение.
Не знаю, почему так вышло - потому ли, что подражать западу было нельзя или потому, что Яковлеву такая идея нравилась больше - Як-38 был оснащен тремя двигателя вместо (одного или двух - не помню, скольких) харриеровских тремя, но если в "Харриере" функции вертикального взлета и посадки и горизонтального полета, то в Яке-38 в горизонтальном полёте работал только 1, а при вертикальном взлете - все 3. Отсюда большие расходы топлива, невозможность нести много вооружения, малая дальность полёта и т. д.
Однако, лётчики прощали этому самолёту все эти слабости. Они очень любили этот самолёт, и приводили в его защиту немало аргументов. Например тот, о котором рассказываю дальше.
Английские документальные фильмы "Гонка вооружений" - ЛОЖЬ ЧИСТЕЙШЕЙ ВОДЫ!!! Однажды там было сказано, что бронированные палубы авианосцев выдерживают ЛЮБОЕ оружие кроме ядерного. И что же несет Як-38? Ракеты Х-23? Болки неуправляемых ракет УБ-32 и УБ-16? Неуправляемые ракеты С-24? Любой не разбирающийся скажет: Як-38 - бесполезен! И, пожалуй, это самая большая чушь, которую этот человек скажет. Почему? А вот известны истории 2 случая с авианосцами. На обоих, на американских, которые, якобы, по словам англичан неуязвимы, произошел взрыв ОБЫЧНЫХ НЕУПРАВЛЯЕМЫХ РАКЕТ "Зуни", которые предназначены против бронетехники и не представляют собой грозного оружия. И что бы это могло сделать этим супер-пупер-авианосцам? На первом, "Форрестоле" начался пожар и взрывами загоревшихся бомб и топливных баков было уничтожено 26 самолётов, 40 повреждено, все катапульты и аэрофинишеры вышли из строя, в палубе образовалось 7 пробоин, тяжело ранено около 200 человек, некоторые из которых погибли, а пожал тушили около суток. Кое-как авианосец добрался до ремонтного дока, где и провел целый год. Авианосец "Энтерпрайз", на котором пожар начался по той же самой причине, отделался меньшими потерями: 8 взрывов, 15 уничтоженных самолётов, три пробоины в палубе, 150 раненых. Ну а Як-38, уже забракованный поверившим английским фильмам, несет до 10 ракет С-13, аналогов "Зуни".
Приходилось мне взгянуть на Як-38 и вблизи, и изучить внутренности в ангаре своего института. Но к сожалению, там фото делать нельзя:(