Настало время
о*******ных лавстори (эти звёздочки я посвящаю Blumen_von_Eis, я помню, что ты просила не материться, я даже один «пирожок» убрала из-за этого) спойлеров. На самом деле предыдущим постом можно было заканчивать, это я так, потрындеть хочу. Про персонажей… и снова про штампы, на сей раз любовных историй.
Всем, кто не смотрел и не хочет спойлеров – правда, не читайте, уж очень активно я начну рвать покровы. Зато тут наконец-то можно убедиться, что на два сериала было больше двух персонажей, и да, мне интереснее трепаться про главных героев, но это не значит, что больше никого нет. Честное слово.
О, их там столько, о ком я могла бы сказать, но не скажу. Например, замечательная социопатка Лайла, адвокатша из «Вольфрам и Харт». Социопаты там, где мусолят этические вопросы, всегда так освежающе смотрятся. А какой путь прошёл Уэсли? Ведь был в начале дурак дураком. А вот Ганн, наоборот, кажется, всё завалил, что мог в плане развития характера… А сколько персонажей из «Баффи» заслуживают хоть небольшого упоминания: Уиллоу, Ксандр, Оз, Фэйт… Эх. О, и я совсем забыла о Фред, очень милой девушке-технаре. Не настолько чудесной, как Кейли из «Светлячка», но всё же… Так что просто сделаем вид, что вы мне верите на слово, что персонажей много и о них тоже есть что сказать, окей?женюсь на бутерброде мама
любитель сумерек сказал
и мама с ужасом смотрела
как сын целует колбасу
Итак, модная тема:
романтизация созвисимости любофф между вампиром и человеческой девушкой. Которая здесь представлена аж в двух экземплярах. Но если добавить третьестепенные истории с другими персонажами, преимущественно между вампирами (ну да, они тоже когда-то были людьми, в том числе и не одновременно), то всяких вариантов будет куда больше. Я уже говорила про параллелизм и несколько версий одного конфликта. А также про перевёртыши, инверсии и аверсии.
«– Ты сама любила вампира! – Но у него была душа! – А у Спайка чип! Это одно и то же!»В двух историях с Баффи… пожалуй, это можно назвать деконструкцией. Моделирование ответов на два вопроса: «
Что будет, если такую историю со всеми полагающимися вводными развить так, как она шла бы НЕ в воображении романтических девиц?» и «
Что нужно, чтобы все положенные романтические чувства были там на самом деле?». Два вопроса – два ответа – две истории.
(А Баффи в них – ну чисто сатана из «Саус Парка», который выбирал между Саддамом Хусейном и этим, как второго звали… Блин, мне как пришло это сравнение в голову, теперь не могу его развидеть.)забившись в угол под кроватью
семён лежит ни жив ни мёртв
за дверью в тёмном коридоре
стоит олег и мёртв и жив
Одна – уже, наверное, понятно с кем. И это ответ на вопрос нумер 2: что нужно сделать с вампиром, чтобы он
перестал быть вампиром ну, собственно, да, перестал быть вампиром, вёл себя и смотрел на мир как существо с человеческой психологией и человеческим представлениями о правильном. И будем откровенны, заставить питающегося людьми кровососа быть гуманистом может ТОЛЬКО немаленькое такое чувство вины, которое и организуется этой историей с душами (будь у вампов души изначально, привыкали бы людей кушать как миленькие, постепенно, как постепенно увязают в преступном мире, от статьи к статье; вот шоковая терапия – она работает, если только подопытный крышей не поедет… «будешь полностью здоровым, если тока не помрёшь», ага). Рюшечки – положенные жанром, а вот начинка совсем другая.
(И уберу-ка я о ней подальше в конец, а то насчёт двух персонажей на четыре поста – это ж нифига не шутка.) А иначе любовь к колбасе и не получится, извините.
Со Спайком – другая история. Вот тут вся начинка без обмана. Он-то был без души, и вместо любви у него та самая одержимость: «красивая! крутая! хочу себе!», на которую так надеются некоторые девушки (это с другими он плохой, а вот со мно-ой, я же такая особенная…) и которую отчего-то любят романтизировать. И из-за которой идут на жертвы, чтобы получить желаемое, не хуже, чем ради любви… вот только само чувство от этого не становится менее разрушительным. А здесь его, что забавно, показали как то, на что может быть способна бездушная скотина, путающая «люблю» и «хочу»…
мне надоело ненавидеть
теперь я буду всех любить
сказал олег и очень нежно
взглянул на связанных гостей
Притом что всё сильно смягчили не дающим причинять вред людям чипом (без него такие истории заканчиваются быстро и выпитым трупом… или, скорее, колом в сердце вампира, мы же о Баффи)… и, собственно, тем, что это Баффи! Которую силой в подвал не затащишь, которая и за себя постоит, и за других постоит.
Между прочим, снова о бутерброде: истребительницу вампиры воспринимают в большей степени как врага, чем как еду. Это не делает Спайка меньшим извращенцем, но несколько меняет расклад. (Впрочем, во всех его привязанностях к женщинам было нечто патологическое, такой уж персонаж. Спайк и его мамо – отдельная тема, да.)Но серьёзно, без этих двух условий: чип в голове и баффины кулаки – любовь монстра к самке человека закончилась бы весьма быстро и кроваво. Вряд ли бы он рванул добывать
рюкзак с говном, гантелями и кошкой ту самую «искру» (которой якобы не хватает в их отношениях и с которой Баффи уж точно будет его), если бы мог просто утащить девушку и приковать её к батарее под «
ты меня на самом деле любишь, просто не признаёшься себе в этом», пока не начнёт соглашаться; ну или просто насиловать и пытать (а чё, Друзилле такой подход даже нравится). Но увы для него, Баффи лягается как мустанг и способна отказать излишне доходчиво. Так что пришлось пойти на крайние меры.
оксана дико ревновала
ломилась по ночам в окно
писала на стене проклятья
днём тихо плакала в гробу
Знаете, когда «ради любви» (а по сути – одержимости, не считающейся ни с чем, включая объект привязанности) приносят неиллюзорные жертвы, – это ведь большая подстава для объекта, который после этого никуда не денется: жертвы-то принесены, и жертвы серьёзные, а ты смеешь их перечёркивать, из-за тебя все потери и мучения будут зря! Здесь всё доведено до края: влюблённый Спайк ради того, чтобы вернуть Баффи, чтобы стать таким, как ей нужно (как будто он хоть раз спрашивал, что ей на самом деле нужно), возвращает свою душу, обрекая себя на вечные муки совести. Каков подлец, а?
И да, я смотрю с точки зрения девушек: вот предъявили тебе этот миллион алых роз под окном, а любовь к предъявившему, сюрприз, не возникла, и попробуй не почувствовать себя после этого чёрствой сволочью. Как хорошо, что Спайк с душой оказался куда порядочнее и не стал этим пользоваться, и вообще пытался строить отношения по-человечески. Но всё равно мне не жалко дурака.
И вот у Спайка реморализация изначально целиком и полностью завязана на Баффи (до перехода в другой сериал, где она переключилась угадайте на кого… в виде противостояния-конкуренции, но один фиг же завязана:
«Я же лучше, лучше собаки!» – чисто Карлсон; кстати, я это ещё в «Баффи» себе предсказывала: спойлернула, что Спайк получит душу, ну а дальше было очевидно, что он и в этом попытается стать круче всех). Вот только со стороны Баффи любовью и не пахло, и спасать его она взялась тогда, когда они уже расстались окончательно и бесповоротно. Опять неформат.
вы так меня послали нахрен
что я не сразу осознал
и нерешительно скитался
среди укропа и свеклы
Зато Дон вела себя со Спаком ровно так, как диктовал его имидж: опасный плохой мальчик, с которым чувствуешь себя в безопасности, потому что он же такой опасный, значит, он меня защитит! И даже слегонца влюбилась в него. Ей крайне повезло, что он пытался произвести впечатление на Баффи, иначе он бы так её «защитил»… И чип бы не помог. И это притом, что по меркам вампиров Спайк какой-то слишком человечный (что он тщательно скрывал, а то другие вампиры бы над ним ржали, как ржали над Хармони).
Вообще этих историй про реморализацию силой любви и сдерживания тёмной части любимого усилиями любящего… многовато их тут на самом деле. Особенно в «Баффи».
Вот, например, Аньянка, бывший демон мести, у которой отобрали силы и сделали снова человеком, и теперь ей приходится жить со всеми этими эмоциями, желаниями и ненужными ограничениями в голове (вы представьте, если бы у социопата завелись совесть и прочие эмпатические чувства, это ж такая трагедия: находишь, например, себе парня только чтобы потрахаться, а в результате любовь, что ж делать-то). Только сдерживатель из Ксандра как-то не очень, особенно с его семейными проблемами. Ну и потому что мужчины обычно несколько другого от отношений ждут, это бабам в культуре предписано носиться с эмоциями второй половинки. Так что он, конечно, показал ей, что не все мужики – сво… но не слишком, хм, убедительно. (Зато как очаровательно Аня со Спайком надирались вместе и жаловались друг другу на эту чёртову любовь и на жизнь без сверхсил среди этих чёртовых людишек…)
…И как-то туговато у меня сейчас со вспоминанием любовных линий, хоть я убеждена, что было их ещё. Но вместо них я просто оставлю тут «пирожок», который прочно у меня ассоциируется с Анькой.я обручальное колечко
нашла в помёте голубей
а говорили птица мира
и стопудов людей не ест
А, нет, вспомнила! Были ещё секс-боты, сделанные одним горе-изобретателем (не тем, про которого уже рассказывала). Девочка-робот, цитирующая «мудрые мысли» вроде тех, что постят вконтакте, в ситуации, которая ни при каком её поведении не могла разрешиться в её пользу… скажу честно, это было жутко. Кстати, тот изобретатель, про которого я выше рассказывала, со своей подружкой тоже туда же. И вот она как раз хотела изменить своего Джекила силой любви, но что из этого вышло? Зато у Баффи со Спайком внезапно вышло, но… чисто случайно. Баффи уж точно никаких Спайков перевоспитывать не планировала, а он, я уверена, не ждал такого мощного эффекта, обзаводясь новым модным апгрейдом личности, он, по-моему, сам удивился результату… а до того он нифига не менялся, красуясь перед Баффи (в конце концов, Спайк не в первый раз пытается красивше выглядеть в глазах других, подстраиваясь под их принципы и вкусы). А Энджела, напротив, и переубеждать не надо было, он сам давно всё решил. Разве что немного поддержать.
Итого, у нас есть история любви человека и чудовища, которая совсем не про то; есть история про то, но с закономерным и страшным финалом; есть классическая для таких сюжетов беспомощная виснущая на мужиках Хармони, у которой всё наперекосяк и вообще она скорее комедийный персонаж; и, наконец, есть история на эту тему, которая сработала как надо, вот только с инверсией гендерных ролей. Ах да, ещё есть очень грустная ситуация Дарлы, в которую вмешались извне. И секс-бот. Богатый выбор.
И классически-романтическая девочка, стремящаяся «расколдовать» и очеловечить любимого и ищущая именно таких партнёров, внезапно тоже есть (ну, помимо дурочки из серии про изобретателя). И это… Спайк. Ох, что бы он сказал, если б его назвали «девочкой», но тем не менее. Поехавшая Друзилла, поехавшая Иллирия… да даже Баффи он пытался переделать и была она на тот момент не в самом адекватном состоянии.
вот если б я была царицей
сказал олег и замолчал
геннадий сжал стакан сильнее
григорий перестал икать
Это очень смешно, но при всём его стремлении быть брутальным Спайк в отношениях тяготеет к той роли, которая традиционно считается женской. Помогать партнёру добиться его… её целей, гасить эмоциональные порывы, успокаивать, а Баффи в последнем сезоне ещё и подбадривать. Рядом с Дру он был тем нормальным, кто мог сдержать её безумие (и ради этого сдерживал собственный темперамент); в «Ангеле» та же история с Иллирией, по крайней мере, именно к этому шло. Рядом с Баффи – единственным, кто не бросил её в самый тяжёлый момент; и там, где остальные решили разумом (и были правы, между нами, ей этот холодный душ действительно был нужен), он один пошёл за своими чувствами – и те аргументы, которыми он её защищал, были продиктованы эмоциями (забавно, что это приписывали Баффи, когда она принимала решения относительно Спайка, но вот она как раз мыслила трезво). Недаром ему так не нравилось с Хармони, которая хотела совершенно обратного. Роль, которую он с ней играл, играл с явной неохотой, хотя вряд ли сам понимал это…
Кстати, именно из-за этой особенности Спайк с душой сильно долго не страдал: быстренько вспомнил, кто же на самом деле виноват в том, что он творил. Вот чем мне ещё Энджел симпатичен: он никогда не обвинял других в том, что сделал (окей, никогда ПОСЛЕ того как получил назад душу; в юном человеческом возрасте он был тем ещё говном). А Спайк… ну чисто Хармони, та тоже вечно виноватых ищет. Но Спайк стремится выглядеть мужчиной, так что у него это не приобретает пугающих масштабов Хармони, виснущей на всех, кто может решить её судьбу.
ну алевтина вы и гуру
я гур подобных не встречал
видал и круглых и набитых
но вы теперь мой эталон
Не подумайте дурного, этот «пирожок» тут из-за Хармони, у Спайка и близко не настолько всё плохо. И всё же это главная проблема Спайка – то, что он ведомый. Не только в отношениях с дамами. Он не определяет, каким ему быть, он ориентируется на других. Каждое чёртово всегда. Он делал мерзости, чтобы стать таким, кто нужен Друзилле, учился у Ангелуса и старался превзойти его (тогда как тот просто получал удовольствие). Ради Баффи он вернул душу – ну дык её имиджем злого парня не удержишь, пришлось сменить приоритеты. В Лос-Анджелесе, с душой, он откровенно пытался забрать у Энджела его судьбу (он герой, а я чем хуже?! я тоже спасал мир и вообще душу добровольно получил, не то что некоторые!) и клюнул на откровенную подставу. И это вместо того чтобы найти что-то своё, а. Даже когда Спайк узнал, что его обманули с этим геройством… всё равно ведь остался в W&H. Ему «больше некуда идти», видите ли.
Я вот щас задумалась: он хоть раз сам определял, чего ему нужно, не по принципу «чего хочет любимая женщина» или «как превзойти соперника»? Да как-то, по-моему, нет. А зато персонаж забавный, зрителям обычно он нравится. Мне кажется, чего хотят зрители, он тоже откуда-то знает. :)
семён не делится на части
с ним если секс то это секс
со всем его духовным миром
женой носками и котом
Но давайте я всё-таки дорасскажу про первую из двух «вампирских» любовных историй Баффи. Я понимаю, что все редкие птицы уже сдохли на середине этого Днепра, но чисто для себя мысль добью. Потому как в той истории собственно романтика ещё менее влияет на изменение персонажа, чем для Спайка (у того хоть с его стороны любовь к Баффи была обязательным условием, он менялся об неё как об… ну, не предмет, потому что личность Баффи была важна, но… ладно, проехали).
В обоих случаях, кстати, первостепенным было желание того, кто менялся, Баффи против воли никого никуда не тащила силой любви (почему и говорю, что при сходстве внешней атрибутики по сути это очень отличается от любовных историй «она его за муки полюбила, а он её за попу укусил», где важно только желание девушки кого-то там менять). Разве что по разику поддержала и убедила, что не всё безнадёжно, в самый ключевой момент…
Баффи кое-чем другим помогает, на самом-то деле. Причём много кому (например, той девушке с разными именами из закусочной). Не силой любви, а силой личности (что мы там говорили за феминизм?), своим, ну извините за банальность, примером, уверенностью и готовностью идти до конца, даже если бой кажется заранее проигранным, а ситуация безнадёжной. Конечно, Баффи не терминатор, а живая девочка, она и боится, и ошибается, и сомневается… вот только сдаваться она, кажется, не умеет. Вот так вот чтобы совсем и окончательно. Это в ней и привлекает.
оксану выгнали из женщин
сказали что переросла
теперь ей путь один в мужчины
и дальше в этих как их там
И в случае с Энджелом это её качество – ключевое. Потому что вот уж кто умел всё вышеперечисленное: сдаваться, бегать от проблем, забивать на свою жизнь в принципе. Ну да, какой-то прогресс там всё равно был, всё ж таки с Баффи познакомился совсем не тот обиженный на весь свет мальчик, которого когда-то укусила Дарла. И всё же… всё же, получив назад душу и шанс что-то исправить, не придумать ничего умнее, чем спрятаться от людей и искушений и ни с кем практически не общаться десятилетиями? Серьёзно?
(Нота бене: «практически» – не значит «совсем», и это хорошо, когда у персонажа за кадром была какая-то жизнь и события в ней, пусть и вскользь упоминаемые; а то иные авторы будто всерьёз верят, что за годы-десятилетия-столетия у их героя могло быть абсолютное ничего, или, по крайней мере, не считают нужным намекнуть, что что-то вообще было: старые истории, старые знакомые, воспоминания об увиденных местах…)Кстати, пересматривая «Баффи», задним числом было очень прикольно осознавать, что
этот стон у нас песней зовётся при смазливой внешности и подходящем событийном оформлении неумение общаться, смущение и желание побыстрее смыться из людных мест может прокатить за загадочность. А чё, тоже… своего рода деконструкция приевшегося клише «я такой весь из себя таинственный и едва говорю при встрече больше пары слов
но это совсем не потому, что три слова я связать уже не умею» – я преувеличиваю, конечно, но не без этого ведь было.
бартоломью сходите к людям
и посмотрите одного
внимательно и вы поймёте
пошто вас не пускают в клуб
Короче, с Баффи ему здорово повезло. Угу, оказывается, так тоже можно – бороться и побеждать. Оказывается, это по силам даже шестнадцатилетней соплюшке, кто б мог подумать. Пусть к началу «Баффи» Энджел уже не тот, что сто лет назад, но нерешительность и привычка бездействовать – чего там, видны поначалу, несмотря на то что в «Баффи» его как персонажа почти не раскрывали, потому складывался гораздо более
скучный светлый образ. Баффи многому ему научила, и вообще, чтобы не спойлерить, события там были такие, что… было от чего меняться.
(А потом уже он будет учить Фэйт: что хватит прятаться и себя наказывать, иди делом займись, и нет, самопожертвоваться, шоб не надо было жить дальше, это не выход – умереть красиво много ума смелости не надо, когда настоящая смелость нужна, чтобы жить. Ну, в смысле, что так легко соглашаются расстаться с жизнью, если жизнь всё равно не жалко и так проще.)А вот с любовью у них с Баффи не сложится (угу, не у одного Спайка такая проблема). Это не «Обыкновенное чудо», сказано, что превратится в медведя – и без вариантов. Поэтому
«–А что сделал ты ради любви к девушке? – Я отказался от неё» – самое правильное, что в той ситуации можно сделать (нет, не то чтобы с таким раскладом в принципе невозможен хэппи-энд, но для этого нужны другие персонажи). Да, это пошлость – такой поступок и сюжетный ход, но иногда и пошлость оправданна. И, по-моему, это редкость: истории, в которой двое расстались именно потому, что любят друг друга, а вместе им быть нельзя, и с этим ничего не поделать.
солёных волн шальные брызги
кипящий штормовой котёл
того что чувствуют пельмени
иным за жизнь не испытать
А спрячу-ка я последний кусочек, про то, что там с отношениями и почему это оказалось лучшим раскладом, под спойлер. Мне кажется, что пост я уже перетянула, но и выкидывать этот кусок жалко.
- Но если кто, хе-хе, не устал читать…
- …то дальше будет довольно странное отступление. Меня очень поразил один факт, когда я его узнала: оказывается, во многих советских изданиях «Русалочки» вырезали из текста все упоминания о том, что русалочка на берег не за мужиком вышла, она хотела душу получить, как у людей. И конец истории на самом деле не настолько трагичный: ну да, она не вышла замуж и человеческую жизнь с любимым не прожила, но право на душу своим самопожертвованием заслужила. Странный, но хэппи-энд.
А вспомнила я это к тому, что ведь и тут есть свой странный хэппи-энд: если с точки зрения лямура окончательное расставание – всегда полный фэйл, то с точки зрения влияния на персонажей… да не важно, чем те отношения закончились. Они много дали, чтобы идти дальше, и потому хорошо, что они просто были. Необычный для романтики расклад.
в гастрономическом экстазе
сплелись олег и баклажан
но кто же первый станет жертвой
нечеловеческой любви
А если учесть, что именно девушка как личность, несмотря на юный возраст, оказалась более… нет, слово «зрелой» тут неуместно, конечно, но именно она чему-то научила двухсотлетнего вампира и повела его за собой, – расклад ещё более необычен. Но, странное дело, убедителен. Баффи-то действительно особенная, а не первая встречная девочка-подросток, и уж точно не похожа на тех, кого логично ожидать на жизненном (кхм) пути кровососа: садисток-вампирш либо романтичных дурочек-жертв… Странно было бы найти среди такого контингента ту внутреннюю силу, с которой у данного конкретного вампира как раз напряжёнка… А у Баффи она есть, и это тоже не вызывает вопросов: способности истребительниц, как я уже говорила, выбирают девушек с характером, пусть и не спрашивая их самих, нужно ли им такое счастье.
Есть один приятный бонус: эта история с расставанием у нас вместо того, что обычно показывают в паре «вампир + девушка», а обычно там та самая созависимость в каком-то виде; здесь же – внезапно – два вполне самостоятельных человека (да, я всё время говорю «человек», но я называю человеками всех, у кого голова работает как у людей), что Энджел при всех своих проблемах в голове, что Баффи несмотря на свой возраст – свои проблемы способны решить и сами, ни для кого из них любовь не была спасательным кругом и последней надеждой.
неужто есть такая сила
что разорвала б наш союз
да нет родной похоже нету
прикинь какое западло
Именно поэтому им удалось сохранить хорошие отношения друг к другу единственным возможным в той ситуации способом – расставшись, пока отношения ещё не изгажены тем, что могло быть в будущем… Потому что, ну да, Баффи готова на жертвы, она юная влюблённая девушка, у неё это вообще впервые, и в таком возрасте кажется, что всё преодолимо… Но это пока. Рано или поздно её бы начала тяготить такая любовь, она всё больше понимала бы, сколького себя лишает (начиная с, простите, секса, и заканчивая нормальной семьёй с детьми и возможностью ну хотя бы банально гулять и куда-то ездить, дружить с соседями, ни от кого ничего не скрывать, в конце концов… хотя нет, последнее не светит ей самой, чё уж)… Ну и упс. Вариант «один жертвует, другой принимает жертвы» – это именно она, созависимость, и мне, честно говоря, было приятно увидеть отношения, в которых у обоих в конце концов хватило ума в это не влезть. И даже расстаться, сохранив дружеские отношения, хватило – в разных городах, занимаясь каждый своими делами, стараясь не пересекаться, но без взаимных обвинений и обид. И это было доведено до конца, без вытаскивания из рукава туза, который бы всё разрешил и дал возможность жить вместе. Без повторных расхождений и схождений, без постоянных качелей «и вместе больно, и врозь скучно», которые были единственной альтернативой (кстати, Спайк этих двоих подкалывал, предсказывая им это как единственно возможное будущее, но Спайк и правда другого представить не в состоянии, у него с его бабами вечно так). Да просто приятно было посмотреть на любовь адекватных людей, даже если их отношения в итоге и не сложились.
И, собственно, пора закругляться. По моим ощущениям, пятый пост
превратился в отстой рассыпается на кучки невнятной трепотни о разном, которая всем, кто не я, уж совсем неинтересна. Я и так-то накатала огромную простыню текста, которую никто не будет читать. (Как будто сюда вообще кто-то зайдёт, чтобы это читать, а.)
к нам каждый год заходит осень
и под коряги прячет жаб
как будто все их обыскались
как будто всем они нужны
Но меня это, конечно, не остановило. :) А вообще я хотела новогодний «пирожок» поставить в конце, но не нашла подходящего. Тем более что всё равно я так некстати заболела и под ёлку это всё выложить не смогла.