Бестиарий

Список разделов Погребок Избранное в пяти томах

Описание: Архив для самого важного

#1 LedyXaos » 22.12.2009, 15:21

Своеобразная энциклопедия нежети и нечести. Откуда, за чем, по чему и как? Все вопросы задаются, а так же на них отвечаются. Диспуты и споры приветсвуются, в рамках разумного не переходя на личности.

Всякие Википедии и прочие интернет ресуры подобного типа, не принимаются как факт и докозательсво ваших слов.
Изображение
LedyXaos F
Аватара
Откуда: МО Железнодорожный - Москва
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 2363
Зарегистрирован: 18.03.2008
С нами: 16 лет

#2 LedyXaos » 22.12.2009, 15:33

Vsevolod писал(а):Даш, к слову - я готов к лекции о вампирах.

Blumen_von_Eis писал(а):А, да, вампиры...
Начнем по порядку. У всех славян был развит культ предков. Считалось, что во власти умерших находятся погодные условия, что от их благосклонности зависит, каким будет урожай в этом году. При этом особую роль отводили покойникам "неправильным". Недожившие свою жизнь или не получившие должного погребения, они завидовали живым и поэтому вредили им. Вампиры, так же как русалки, относятся как раз к этой категории покойников.

Blumen_von_Eis писал(а):Упыри типологически принадлежат к тнз. "ходячим покойникам" - это умершие, которые по каким-то причинам посещают живых. Чаще всего ходячими покойниками становились мужья, чьи жены слишком неутешно их оплакивали, и некрещеные дети. С упырями дело обстояло сложнее. Ими становились те, кто был неправильно похоронен или умер в неподходящее время. Таким временем считались, в частности, кануны больших праздников, когда нечистая сила особенно свирепствовала.

Vsevolod писал(а):Хм. Я так понимаю тип покойника в которого превращался рановато умерший или недопохороненный человек определялся как раз его смертью?
===
Вопрос снят.)

Vsevolod писал(а):А дальше? А убить как? А ведьмаки тож были или это придумка худлитераторов?

Blumen_von_Eis писал(а):Неправильные похороны - это либо отсутствие ритуала вообще, либо несоблюдение важных его частей. Так, в разных частях славянского ареала были такие поверья, что если через гроб перескакивала кошка, то умерший становился упырем. Были и предписания прокалывать кожу покойника в нескольких местах, чтобы он точно не стал вампиром. Это последнее поверье связано с происхождением названия и, соответственно, с древнейшими мифическими представлениями о таких существах. Праформа названия "упырь" не вполне ясна, но наиболее убедительна версия, что она связана с корнем -pir- в значении "расширяться, раздуваться". То есть вампир наполнялся чужой кровью, раздуваясь от этого, как комар. В некоторых поверьях вампир представляет собой только оболочку из кожи, внутри которой нет костей, а только та самая чужая кровь.

Blumen_von_Eis писал(а):Согласно общим представлениям о заложных покойниках, они чувствуют жажду. Жажда здесь понимается не только буквально как желание пить, но и как тоска по жизни. Например, покойник-самоубийца мог вызвать в деревне засуху, поскольку "выпивал" всю воду, предназначенную посевам. В таких случаях на его могилу лили 40 ведер воды: поили.
Упырь же пьет кровь, которая в традиционной культуре является эквивалентом души, ее вместилищем. Тут пересекаются представления о жаждущем "неправильном" покойнике и представления о потребности нежити обрести хоть какое-то подобие жизни, забрав чужую кровь-душу.
Blumen_von_Eis писал(а):Чтобы предотвратить превращение покойного в упыря, нужно было тщательно соблюдать похоронный ритуал. Обязательно было отпевание, поминовение как положено в течение годового цикла праздников.
Общим во всех поверьях о том, как становятся вампрами нормальные покойники, является факт пересечения какой-либо границы. Граница – это одно из базовых понятий в традиционной культуре, о нем можно долго распространяться. Сейчас скажу только то, что любая граница может менять свойства предметов при переходе через нее. Кошка перепрыгнула – пересечение границы. Перенесли гроб через что-то нечистое – тоже граница.
Vsevolod писал(а):Тут небольшой вопрос возник. Получается поверья о вампирах возникли после крещения?
Или у язычников тоже были и таксказать предохранялись они тоже своими обрядами?
Blumen_von_Eis писал(а):Но если уж покойник все-таки превратился в упыря, то тут боролись самыми разными методами с ним. Чеснок и другие пахучие предметы – обычные обереги, свойства которых основаны просто на резком отталкивающем запахе. Еще одно средство, которое годилось против любой нечисти, - помещение в гроб опилок или пшена: пока упырь пересчитает все щепочки или зернышки, наступит утро. Иногда в "превентивных целях" покойному клали в гроб косу поперек горла: станет вставать – ясно, что произойдет. Пресловутые серебряные пули – красивая выдумка художников, а вот осиновый кол имел место быть: им пригвождали тело к земле, чтобы уж точно не встало. Были и более радикальные методы: отрезали голову и клали ее в ноги. Но это делали обычно уже после похорон, если были уверены, что именно этот покойник ходит по ночам упырем.

Ведьмаки – это кто? В принципе есть поверья о колдунах, которых могли и ведьмаками называть
Blumen_von_Eis писал(а):Разумеется, эти представления древнее Крещения Руси. Похоронный обряд после принятия христианства трансформировался под новую религию, хотя многое в нем осталось от языческого. Да почти все, что не связано с чтением молитв и действиями священника, пришло из язычества: ветки колючие, чтобы не ходил, траур, чтобы не узнал, поминки-тризна, посещение могилы с едой и т.п.

Vsevolod писал(а):Хм. Ну как я этот термин знаю(хз как с реальными поверьями соотносится) колдуны способные бороьтся с нечистью и нежитью, сами частично являющиеся нечистью.

Blumen_von_Eis писал(а):Тут больше выдумки авторов, мне кажется. Колдуны (ведьмаки) - это отрицательные персонажи, скорее такую роль играл бы знахарь. Я сейчас не дам точную справку, если сюжет "знахарь прогоняет/уничтожает упыря", надо глянуть в указатель сюжетов для этого. Завтра, ладно?
И так народ утром будет с круглыми глазами на это все смотреть)))
Сева, я спать пойду: уже три часа ночи) Если захочешь, о нечисти мы еще потом побеседуем)

LedyXaos писал(а):Упырь - покойник питающийся кровью - жизненой энергией, душа тут ни при чем, хотя и плотью не брезгует.
Упыри мстят своим обидчикам, родственникам и прочим "накипело", но это первое стремление, потом это проходит и остается голод, начальная цель забыта.
Знахарь - он травник и к изгонению покойников или иной нежети, причастен только травами, которые отпугивают, но не убивают. Волхв или ведьмак истинные экзорцисты по изгонению нежети.
Знахарь он же Травник, славятся своими настойками на травах способные излечить или покалечить, в зависимости от пропорций.
Истреблением нежети и нечести еще занимаются наемники, тут все зависит от вида попавшейся твари, ловкости и знаний незадачливого охотника, а так же арсенала взятого.
Убить упыря можно заговоренным серебром, снести голову, можно конечно и кол осиновый вбить, но это средство верное если упыря удержать надо, взаимодействие с землей не дает нежити вырваться. Упыря нужно сжечь. Если Упырю удается "достаточно" напитаться, конкретное число выптых не прелагаю, варьируется, то такой упырь может поднимать себе подобных покойников не так давно захраненых, не более 40 дней.
Если из могилы втсал покойник пролежавший более 100 дней - перед вами зомби, а значит по близости некромант, ибо зомби уже не имеют души и какой либо воли, это просто кукла поднятая по воле и приходи некра.

Vsevolod писал(а):LedyXaos, судя по неперекрываемости информации (и по слову "некромант") взято из ролёвки?)
А, если я угадал, из какой?

LedyXaos писал(а):Скорей информация взята для ролевки, а не из нее. Ролевок дофига и больше, в том числе и моих авторских. Однако изначально информация взята из иных источников, включая книги, былины передающиеся, да и просто давно известный факт. Фантасты взявшие за идею выписки из старых преданий, немного переделали их под современику и более простым языком, в прочем они продолжают их переделывать кто кого перевыдумывает. Но костяк такой выдумки основан на преданиях старины глуокой и отход от канона изначального, минималень.

Кстати на счет вампиров не все так просто, это не пакойники в том смысле в каком имеет ввиду Даша, иначе тот же упырь может считаться вампиром. Однако хоть и пьют они кровь, все же это два вида нежети, точнее нежить и нечисть.
Изображение
LedyXaos F
Аватара
Откуда: МО Железнодорожный - Москва
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 2363
Зарегистрирован: 18.03.2008
С нами: 16 лет

#3 Blumen_von_Eis » 22.12.2009, 18:29

LedyXaos писал(а):Упырь - покойник питающийся кровью - жизненой энергией, душа тут ни при чем, хотя и плотью не брезгует.
Упыри мстят своим обидчикам, родственникам и прочим "накипело", но это первое стремление, потом это проходит и остается голод, начальная цель забыта.
Знахарь - он травник и к изгонению покойников или иной нежети, причастен только травами, которые отпугивают, но не убивают. Волхв или ведьмак истинные экзорцисты по изгонению нежети.
Знахарь он же Травник, славятся своими настойками на травах способные излечить или покалечить, в зависимости от пропорций.
Истреблением нежети и нечести еще занимаются наемники, тут все зависит от вида попавшейся твари, ловкости и знаний незадачливого охотника, а так же арсенала взятого.
Убить упыря можно заговоренным серебром, снести голову, можно конечно и кол осиновый вбить, но это средство верное если упыря удержать надо, взаимодействие с землей не дает нежити вырваться. Упыря нужно сжечь. Если Упырю удается "достаточно" напитаться, конкретное число выптых не прелагаю, варьируется, то такой упырь может поднимать себе подобных покойников не так давно захраненых, не более 40 дней.
Если из могилы втсал покойник пролежавший более 100 дней - перед вами зомби, а значит по близости некромант, ибо зомби уже не имеют души и какой либо воли, это просто кукла поднятая по воле и приходи некра.

Май, это эзотерическая интерпретация, она имеет право на существование. Я же рассказывала о том, что реально существовало в народной культуре.
Просто ко всему этому может быть три типа отношения:
1) верить в нечисть - так к этому относятся суеверные люди, неоязычники и т.п.
2) порицать веру в нечисть - так к этому относятся верующие и просто те, кто не любит суеверия
3) относиться нейтрально как к этнографическому факту - так относятся ученые, которые не осуждают и не порицают, и не верят в барабашек в то же время.
Для меня, естественно, ближе третий тип отношения. Я не выясняю, как оно было "на самом деле", т.к. не верю в упырей - я даю справку о народных поверьях на этот счет. В народных поверьях упырь - покойник, а некромантов просто не существует как мифологических персонажей. Мы с тобой с разных углов на это смотрим, поэтому кажется, будто противоречим друг другу)

LedyXaos писал(а):Всякие Википедии и прочие интернет ресуры подобного типа, не принимаются как факт и докозательсво ваших слов.

А научные статьи принимаются?)
Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. (А.С. Пушкин)
Blumen_von_Eis F
Аватара
Откуда: где-то в России
Репутация: 7 (+7/−0)
Сообщения: 8586
Зарегистрирован: 22.11.2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#4 LedyXaos » 22.12.2009, 18:56

Blumen_von_Eis писал(а):А научные статьи принимаются?)

Принимаются)))

Ну тут уже каждому свое, не просто так появились названия, приметы, поведения и способы убиения.

Немного справки о том что такое нежить с чем ее едят, и как она разделилась на классы ( современном варианте нечисть, это та же нежить, но классом меньше):

Жить или нежить?

Спойлер
Нежить — общий термин, объединяющий всех вымышленных существ (осязаемых и бесплотных), которые раньше жили обычной жизнью, потом, как водится, умерли — но сделали это не совсем удачно. Иначе говоря, после смерти они продолжили свое пребывание в этом мире, частично сохранив прежний облик либо полностью преобразившись в нечто совершенно иное (например, став призраком).

Легенды о живых мертвецах свойственны каждой развитой культуре нашей планеты. Среди заснеженных гор и в песках бескрайних пустынь, в сырых пещерах и уютных залах кинотеатров — везде нас настигнет страх перед умершим, но живущим вопреки законам природы. Боязнь смерти и неизвестности свойственна каждому человеку.

Особого интереса заслуживает английский вариант слова “нежить” — “undead”. В буквальном переводе это означает “немертвый”, причем приставка “un-” в английском языке имеет сильно выраженный смысловой оттенок открывания, раскрытия чего-либо, обращения вспять (uncover, unveil, undone).

Термин undead придумал Брэм Стокер и впервые употребил его в сверхпопулярном романе “Дракула” (1897 год).

Русское слово “нежить” говорит само за себя — что-то неживое. Внутреннее наполнение, казалось бы, синонимичных терминов “нежить” и “undead” на проверку оказывается разным. В английском варианте исподволь подчеркивается, что это существо вернулось из мертвых — то есть вроде бы как уже и не мертвое, а в некотором смысле даже живое, выкарабкавшееся с того света (вспомним про вторичный смысл приставки “un-”). Русский язык на этот счет более категоричен — слово “нежить” в буквальном смысле означает, что это существо не живое, а мертвое.

Владимир Даль (1801-1872), посвятивший более пятидесяти лет изучению русского языка, писал, что слово “нежить” происходит из северных территорий нашей страны и означает “все, что не живет человеком, что живет без души и плоти, но в виде человека: домовой, полевой, водяной, леший, русалка, кикимора”. Если верить Далю, то в изначальном, старорусском понимании этого слова “нежить” была особым видом духов. Это не пришельцы с того мира, не мертвецы и не привидения. Согласно старинным поверьям, нежить не живет и не умирает. У нее нет своего облика, поэтому она всегда принимает какую-либо личину. В народе также бытовало поверье, что нежить — это остатки войска Сатаны, сверженного архангелом Михаилом на землю.

С некоторыми оговорками можно сказать, что пальма “потустороннего” первенства принадлежит России. Слово “нежить” появилось у нас гораздо раньше, чем аналогичный термин — за границей, и возникло оно не в развлекательной литературе, а “у истоков” — в народных поверьях. Интересную русскую поговорку приводит Даль в своем знаменитом словаре: “В нежилом доме нечисто. В нежилом доме одна нежить”.

Всю нежить можно условно разделить на два вида. Первый — это нежить материальная, которую можно пощупать (хотя, вероятнее всего, это она пощупает вас — да так, что мало не покажется). Зомби, мумии, вампиры, личи, скелеты, рыцари смерти и прочая загробная живность является самой многочисленной группой нежити. Второй, менее распространенный, но оттого не менее значимый вид умертвий — это разного рода призрачные существа. Бестелесные духи не так агрессивны, как их осязаемые коллеги. Они стоят гораздо ближе к “иному миру”, чем всякие зомби или вампиры, поэтому с формальной точки зрения привидения значительно “мертвее” любой другой нежити.

В силу своего архаического происхождения все эти существа ассоциируются с жанром фэнтези. Нет, они, конечно же, являются желанными гостями и в научной фантастике, и в так называемом “городском фэнтези”. Однако нежить перекочевала туда без каких-либо заметных изменений в своем облике и повадках. Научный прогресс не создал особых видов мертвяков (сюда с очень большой натяжкой можно отнести лишь “неживые” киберпанковские искусственные интеллекты), поэтому сейчас мы имеем дело с теми же существами, которые пугали людей еще в бронзовом веке.

Пожалуй, единственным писателем, создавшим оригинальную “современную нежить”, была Мэри Волстонкрафт Шелли (1797-1851). Она придумала чудовище Франкенштейна (“Современного Прометея”) — существо, сшитое из частей человеческих тел и оживленное при помощи электричества. Следует отметить, что нежить обычно не употребляет пищу — разве что вампиры пьют кровь, да зомби в кинофильмах конца 20 века любили закусить человеческими мозгами. Однако чудовище Франкенштейна в оригинале обладало неплохим аппетитом и было убежденным вегетарианцем (как и сама Шелли). Еще можно вспомнить Говарда Филлипса Лавкрафта (1890-1937), который был менее оригинален и написал рассказ об ученом, оживлявшем мертвецов — “Герберт Уэст, реаниматор”. Позднее по мотивам этой истории было снято несколько малобюджетных ужастиков.

Иногда в западных книгах и сюжетах используются другие термины, обозначающие нежить. Например, в LARP (live action role-playing games, то есть ролевые игры на местности) “Надежда Лориен” синонимом нежити было слово “unliving” — “неживой”. В насмешку над чрезмерной общественной политкорректностью мертвяков иногда шутливо именуют “living-impaired” (неполноценно живые).

ЗОМБИ

Когда мы говорим “нежить”, то подразумеваем, в первую очередь, зомби. Здесь нет ничего удивительного, ведь они в буквальном смысле представляют собой ожившие трупы. Надо сказать, что слово “зомби” вошло в наш обиход сравнительно недавно — между 19 и 20 веками. Живые трупы бродили по сказочному пространству Европы и раньше, однако назывались они иначе — revenants, “вернувшиеся”.

Средневековые легенды (в том числе и на Руси, где ближайшим родственником европейских живых мертвецов были упыри и вурдалаки) не слишком акцентировали на них внимание — гораздо чаще там можно было встретить драконов, чертей или призраков. Но уже тогда считалось, что вернуть “вернувшегося” в могилу можно путем отрубания его головы и окропления тела святой водой. Причины, по которым трупы сбегали из своих могил, истолковывались с религиозной точки зрения — причем все теории строились не на “официальном” церковном уровне, а на основе суеверий. Церковь в силу очевидных причин избегала данной темы — ведь воскрешение связывалось, в основном, лишь с жизнью Христа. Самопроизвольное оживление крестьян плохо вписывалось в эту картину. Да и возвращение к жизни посредством волшебства (некромантия) стало популярной темой сказок и легенд гораздо позднее. Мертвые слуги колдунов — это уже не полузабытые “вернувшиеся”, а вполне современные зомби.

Происхождение слова “зомби” неизвестно. Некоторые исследователи считают, что оно образовано от конголезского “нзамби” (живой мертвец).

О знаменитых покойниках с острова Гаити (Карибское море, неподалеку от Кубы) стало известно сравнительно недавно — лет 200-300 назад. Вокруг этого явления скопилось столько домыслов, слухов и откровенного вранья, что пересказывать истории очевидцев просто не имеет смысла. Кто-то встретил на улице своего брата, умершего 10 лет назад, кто-то увидел на плантации рабочего, подозрительно похожего на покойного отца, — все эти случаи слишком похожи друг на друга. Их объединяет то, что предполагаемые зомби не проявляли признаков разумности, не были способны говорить, плохо ориентировались в окружающей обстановке и выполняли любую порученную работу.

Общепринятая теория происхождения гаитянских зомби выглядит следующим образом. Если бокору — злому колдуну местного культа вуду (экзотический гибрид христианства, египетских, римских и африканских верований) — требуется раб, либо если колдун хочет отомстить кому-то из своих врагов, то он прокрадывается к дому человека и высасывает его душу через дверную щель (иногда говорят про то, что бокор превращает душу человека в паука). Вскоре после этого жертва умирает. После похорон колдун разрывает могилу и вдыхает малую частицу души назад в тело. Дело сделано — свежеиспеченный зомби ставится на ноги и уводится в укромное место, а его могила тщательно закапывается, чтобы скрыть все следы случившегося. Ожившего мертвеца, не способного осознавать окружающую действительность, используют либо на самых черных работах, либо в сатанинских обрядах (для культа вуду характерно принесение в жертву дьяволу не своей души, а чужой).

Естественно, жители острова Гаити не испытывают особого энтузиазма по поводу возможности быть сначала убитым, а потом оживленным и использованным в каких-то сомнительных целях. Те, кто побогаче, прибегают к услугам доброго колдуна хунгана, защищающего душу и тело усопшего. Менее суеверные гаитянцы заливают могилы родственников бетоном, либо хоронят их на видном месте — вдоль оживленной автотрассы, или даже в своем саду, чтобы бокор не смог действовать скрытно. Трупы нередко уродуются, им зашивают рты, вкладывают в руки нож — чтобы те, ожив, могли зарезать злого колдуна.

Но это все легенды. Более реальная и отчасти признаваемая официальной наукой версия происхождения зомби звучит несколько иначе. Дело в том, что вудуистские колдуны из поколение в поколение передают друг другу рецепты ядовитых порошков, изготавливаемых из рыбы иглобрюха (активное вещество — тетротоксин) и жабы bufo marinus (буфотеин и буфотоксин). При помощи этого зелья жертва вводится в состояние глубокой комы. Жизненные процессы слабеют настолько, что даже опытный врач не отличит такого человека от обычного покойника.

Из-за жаркого климата умершего хоронят очень быстро — обычно в тот же день, когда он отошел в мир иной. Бокору остается только выкопать своего “клиента” и оживить его при помощи второго снадобья, в состав которого входит сладкий картофель, тростниковый сахар и так называемый “огурец зомби” — Datura stramonium. Это — сильный галлюциноген, после которого человек превращается в безвольную куклу, послушную приказам хозяина.

Правда это или нет — но именно гаитянские покойники-токсикоманы сыграли самую заметную роль в становлении образа зомби в художественной литературе и кино. Изначально это был медлительный и глупый труп — причем труп мерзкий, полусгнивший, действующий лишь в составе большой группы себе подобных (зомби очень редко ходят в одиночку). Здесь следует благодарить режиссеров Дарио Ардженто, Лючио Фульчи и Джорджа Ромеро — отцов жанра “кино про зомби”.

Современные зомби редко оживают в силу религиозных причин (неупокоенная душа, проклятье) — чаще всего поводом их избыточной активности становится какой-нибудь вирус (фильм “Рассвет мертвецов”) или нашествие инопланетян (игра “Half-Life”). Методы убийства зомби нехитры: надо либо отделить голову от тела (повредить мозг), либо уничтожить целиком — например, сжечь. Святая вода, серебро и прочие аксессуары по борьбе с нечистью также бывают эффективны, однако бензопила и канистра бензина помогают значительно лучше.

Если зомби испытывают хоть какой-то гастрономический интерес к живой человечине, то никогда не конфликтуют друг с другом из-за пищи. Они действуют сообща, но неорганизованно — идут сплошной толпой без тактических маневров. Из-за своей “врожденной” тупости зомби не устраивают засад или ловушек. Их главные козыри — массовость, огромная физическая сила и живучесть. В последних зомби-фильмах они стали гораздо более шустрыми и ловкими — оказывается, мертвецы могут бегать, как хорошие спринтеры (хотя традиция, согласно которой зомби не умеют плавать, остается неизменной и в наше время).

Применительно к нежити вообще и зомби в частности существует суеверие, согласно которому живые мертвецы не могут пересекать текущую воду — реку, канал или даже небольшой ручей.

Драугры

В скандинавской мифологии существует очень интересный вид зомби — драугр (реже — хаугр, аптргангр), то есть “неумерший”, “возвратившийся” (от индоевропейского корня “dreugh” — “обманывать” или “разрушать). После смерти викинг мог стать драугром — сохранить прежнее тело и даже личные качества, но при этом превратиться в злобное и жадное существо, живущее под землей. Скандинавы клали в могилы своих умерших немало ценностей, поэтому драугр был просто помешан на их охране.

Эти чудовища были удивительно сильны и неуязвимы для обычного оружия. Победить драугра мог только герой, причем из-за неэффективности оружия ему приходилось сражаться с монстром врукопашную. Но даже если герою удавалось свернуть врагу шею, это еще не гарантировало победы — ведь драугр мог “ожить” вторично. Самый надежный способ разделаться с ним раз и навсегда — победить в силовой борьбе, отрезать голову, сжечь тело и развеять пепел над морем (в “Саге о людях с песчаного берега” драугр смог возродиться даже из малой частицы пепла, оставшейся после кремации).

В скандинавских легендах драугр описывался как существо hel-blar (мертвенно синего цвета) или, напротив, na-folr (трупно-бледный).

Считается, что иногда драугр может покидать уютную могилку и по ночам наведываться к людям. В сагах рассказывается о том, что драугр мог ночь напролет скакать по крышам домов, сотрясая и разламывая их. Он убивал людей и скот, швыряя их что есть силы о землю. Он сводил с ума одним лишь своим ужасным видом. Когда человек умирает и становится драугром, вес и размеры его тела значительно увеличиваются. Домочадцы не могут даже приподнять его — именно поэтому такого покойника было невозможно дотащить до церкви и похоронить, как это уже было принято, например, в Исландии эпохи раннего средневековья, на святой земле.

Примечательно, что во всех историях драугры никогда не выступают обезличенно — у каждого есть имя. Для большинства других стран это нетипично — вспомните хотя бы одного “киношного” зомби, которого зовут как обычного человека.

И, наконец, драугры обладали магическими способностями. В саге Лаксдаела драугр Храпп ускользнул от одолевающего его героя Олафа, “утонув в земле”, то есть как бы “проплыв” сквозь нее (позже способность проникать под землю стала приписываться вампирам).

Некоторые исследователи считают, что монстр Грендель из англосаксонской поэмы “Беовульф” — слегка “переделанный” скандинавский драугр.

Вампиры

Вампиры — это живые мертвецы, пьющие кровь (человеческую или животную), наделенные магическими способностями и умеющие трансформироваться в различных живых существ, явления или даже предметы (например — летучая мышь, волк, туман). Конкретные способности, приписываемые вампирам, зависят от традиций фольклора, кино и литературы.

Вампиризм — древнее явление, суть которого заключается в употреблении крови себе подобных. Согласно многим примитивным верованиям, можно получить некие особые качества, выпив чужой крови (например, сила поверженного врага переходит к вам через его кровь). Потребление крови можно считать одной из форм каннибализма.

Отдельные элементы легенд о вампирах можно встретить даже в древнегреческом эпосе. Например, Одиссей, спустившись в царство мертвых, смог вызвать тень прорицателя Тересия при помощи меда, вина и крови черных баранов, залитых в яму. Последняя привлекала тени мертвецов — ведь даже один ее глоток мог частично вернуть их к жизни.

Средневековые историки Уолтер Мэп и Вильям Ньюбургский оставили нам первые записи о вампирах в Англии, датированные 12 веком. Эти существа описывались так: бессмертные, боятся серебра (однако оно не является для них смертельно опасным), пьют кровь, могут быть уничтожены путем обезглавливания или втыкания деревянного кола в сердце.

Среди славянских народов ходило поверье, что отрубленную голову упыря (славянская транскрипция слова “вампир”) надо поместить ему между ног (с ритуальной точки зрения это символизировало перемену мест между верхом и низом существа), иначе он непременно оживет. Превратиться в упыря можно было разными путями — начиная от неправильного проведения похорон (например, когда через гроб перепрыгнула черная кошка), заканчивая традиционным укусом и последующей трансформацией жертвы в такое же чудовище.

Изначально вампирами становились лишь крестьяне. Средневековые легенды очень редко упоминают о кровопийцах-аристократах. Исключения, причем не сказочные, а вполне реальные, все же были. Графиня Элизабет Батори (1560-1614 годы) — психопатка, лесбиянка и садистка, убившая по разным оценкам до 2000 человек, пившая их кровь и ежедневно принимавшая ванну из крови девственниц; а также прототип графа Дракулы — Влад Цепеш (1431-1476 годы), он же Влад Дракула (“сын дракона”), кровожадный румынский правитель, любивший наблюдать за казнями во время завтрака.

Мы же привыкли к более “благородному” образу вампира, сформированному “Дракулой” Брэма Стокера. Согласно общему представлению о вампирах, этих существ можно убить при помощи осинового кола, вонзенного в сердце. В некоторых культурах бытует поверье, что вместо дерева вполне подойдет раскаленный докрасна железный прут. Иногда считается, что кол в сердце лишь обездвиживает вампира — в любом случае ему необходимо отрезать голову и похоронить ее отдельно от тела на перекрестке двух дорог (формирующих собой крест), либо избавиться от тела иным образом. Для этого вампира можно подвергнуть воздействию солнечных лучей — он либо просто рассыплется в прах, либо красиво сгорит.

Вампиры также не любят резких запахов (в особенности — чеснока) и святой воды. Эти вещества либо отпугивают, либо даже травмируют их. Упомянутая боязнь серебра в наше время была творчески переосмыслена — научный прогресс позволил изничтожать кровососов при помощи огнестрельного оружия с серебряными пулями.

Упоминаются и другие, менее распространенные способы избавления от вампиров. Можно изъять их внутренние органы и сжечь их, можно заливать могилы кипятком, а также использовать очень интересное, но, к сожалению, редко приписываемое вампирам свойство — навязчивое состояние. Дело в том, что некоторые авторы наделяют вампиров разновидностью психической болезни — эти существа не могут пройти мимо большого количества мелких предметов, не пересчитав их. Поэтому вампира может надолго задержать простая кучка риса или горстка соли, рассыпанная по столу.

В христианском фольклоре вампиры боятся крестов (любых скрещенных предметов) и Библии, хотя встречаются истории, в которых вампира можно отогнать при помощи любого предмета, имеющего большое религиозное значение для защищающегося им человека (например, звездой Давида). Часто говорят о том, что вампир не может войти в дом без приглашения, даже если дверь открыта. Поэтому кровососам приходится идти на различные хитрости, чтобы заставить хозяина “официально” впустить их внутрь.

У цыган существует забавное, почти что детское поверье — если украсть левый носок вампира, заполнить его камнями или чесноком и бросить в реку, то вампир бросится за ним и утонет.

Гули

Гули (от англ. ghoul) — разновидность нежити, пришедшая к нам из арабского фольклора. Там они назывались al-ghul (примерное значение — демон, черт) и представляли собой пустынных демонов, умеющих менять свою форму (излюбленный облик — животное, в особенности — гиена). Гули разрывали могилы и питались трупами, либо охотились на зазевавшихся детей. Они также любили заманивать путешественников в самые бесплодные районы пустыни и пожирать их.

Звезда Алголь (92,8 световых лет от Земли) получила свое название от арабского “al-ghul”, то есть “гуль”. В созвездии Персея она играет роль “глаза” злобной Медузы-Горгоны.

В жутковатых рассказах Лавкрафта гули — представители ночной подземной расы. Некогда они были людьми, которые из-за их специфической диеты (каннибализм) мутировали в ужасающих гуманоидных чудовищ. Эти твари не слишком опасны — они предпочитают жрать мертвечину и иногда даже могут поговорить с вами о чем-нибудь интересном. Бостонский художник Ричард Аптон Пикмэн, пропавший при странных обстоятельствах (рассказ “Модель для Пикмэна”), позже объявился в виде гуля (книга “Сомнамбулический поиск неведомого Кадата”).

В популярнейшей ролевой игре “Dungeons & Dragons” гули — это ожившие покойники (раса людей), испускающие страшное зловоние. Они питаются мертвечиной, однако не брезгуют и живой плотью, при случае подкарауливая путешественников. Гули обладают способностью парализовать свою жертву (у эльфов есть иммунитет к такому параличу). Гаст (ghast) — более “крутая” версия гулей, способная охотиться даже на эльфов.

В ролевой игре “Shadowrun” гули — мутанты, порожденные штаммом Кригера. Они не совсем попадают под определение “нежити”, хотя и демонстрируют вампирические свойства. Такие гули должны ежедневно потреблять свежее мясо, не менее 1% от собственного веса. У них есть слабая аллергия на солнечный свет — недостаток, который с лихвой восполняется различными кибернетическими имплантантами.

В игровом “Мире Тьмы”, созданном компанией White Wolf Games, гули — человеческие слуги вампиров. Последние дают им выпить своей крови, и это наделяет гулей некоторыми сверхспособностями. Попробовав кровь вампира, гули будет вечно преданы ему.

Призраки

Призраки (привидения, духи, фантомы) — это души умерших людей, в силу каких-либо причин не способные вернуться к источнику своего творения. Данные существа обычно имеют облик, напоминающий человеческий. Их бесплотность подчеркивается тем, что призраки почти всегда полупрозрачны. Они могут проходить сквозь стены, издавать звуки и даже влиять на окружающий мир (например, двигать предметы).

Всех призраков можно разделить на три категории. Первая и наименее опасная представляет собой как бы энергетическую видео- (реже — аудио-) запись событий прошлых лет, “прикрепленную” к конкретному историческому месту и “проигрываемую” при определенных условиях. Это могут быть аристократы, сгинувшие в тюрьмах, — например, в лондонском Тауэре, либо солдаты, погибшие на полях сражений и показывающиеся людям в виде смутных белых фигур, повторяющих какие-либо прижизненные действия.

Второй тип призраков — интерактивный. Они могут появляться в виде каких-либо бесформенных образований (шары света, темные фигуры), либо вообще не иметь конкретной формы (светящийся туман). Вместе с тем подобные привидения способны осмысленно воздействовать на окружающую действительность, причем зачастую очень активно. Сюда можно отнести такое явление, как полтергейст.

И, наконец, третий тип — полностью разумные человекообразные призраки, охотно вступающие в общение с живыми и вмешивающиеся в их дела.

В комиксах “Призрак” и “Мертвец” (компания DC Comics) действуют привидения-супергерои.
В японском аниме “Призрак в доспехе” под термином “призрак” понимается внутренняя сущность человека, тождественная понятию “душа”.
Спрайт (sprite, от лат. spiritus), у кельтов — Spright или Spriggan, — сказочное создание, обычно связываемое с эльфами, но изредка упоминаемое в виде некой призрачной сущности.


Среди малоизвестных видов призраков можно назвать фольклорных вилл о-виспов (will o’the wisps, “огонь дураков”). Это призрачные лесные или болотные огни, парящие по ночам над землей. В галльской и скандинавской мифологии они считались душами злых людей, заманивавших путников в болота. Иногда их называли душами некрещеных младенцев, “застрявших” между раем и адом. Возможно, эти существа вдохновили Толкина во время описания путешествия Фродо и Сэма через болота, когда Голлум настоятельно не рекомендовал им смотреть на болотные огни и не идти к ним.

В скандинавском фольклоре обитают существа под названием майлинги (mylings), иногда называемые “утбард”. Аналогично лесным огням, они — светящиеся привидения, которых люди считают душами некрещеных или убитых детей. Майлинги запрыгивают к вам на спину и требуют, чтобы их отнесли на кладбище, чтобы они могли упокоиться в святой земле. Проблема в том, что по мере приближения к кладбищу майлинги увеличиваются в размерах — причем настолько, что в конце концов человек, несущий их, проваливается под землю. Еще менее заманчивая перспектива ждет вас в случае отказа помочь утбарду — тот впадает в ярость и убивает свой “транспорт”.

Вайт (wight) — устаревшее понятие, обозначающее человека или иное разумное существо (в современном немецком языке есть слово wicht — карлик, гном, неприятный тип). Вайты — очень древние персонажи легенд, которые получили второе рождение благодаря “Властелину колец” Толкина. У него они превратились в barrow-wights, то есть умертвий (варианты перевода — нежить, навьи), призраков, обитающих в арнорских могильниках. От Толкина образ умертвий разошелся по всему фэнтези, хотя мало кто в курсе первоначального смысла слова wight. У скандинавов vetter, vattar — это термин, обозначавший человекообразных существ вроде эльфов или гномов. Еще упоминались landvættir (land-wights) — земные духи, живущие в одном конкретном месте, эквивалентные греческим нимфам или, например, кельтским фэйри.

С вайтами часто путают рейтов (wraiths). В старинном шотландском фольклоре рейты — это отражения еще живых людей, которые являются умирающим и предзнаменуют скорую смерть последних. Толкин употребляет слово “wraiths” для обозначения назгулов — девятерых слуг Саурона, ставших бесплотными не в результате смерти, а под воздействием Девяти Колец (то есть назгулы — это, условно говоря, особая разновидность нежити, не прошедшая через естественную смерть). Согласно письмам Толкина, назгулы питаются страхом и не имеют особой власти над теми, кто их не боится.

Wraith — популярное название в научной фантастике. Это и разговорное наименование призрачной расы Дефель во вселенной “Звездных войн”, и корабль расы людей в игре “Starcraft”, и злобная инопланетная раса в сериале “Звездные врата: Атланты” (2004), и танк в игре “Halo: Combat Evolved”.

Имя им — легион

Существуют еще десятки представителей семейства нежити. Например, личи (lich) — волшебники, превратившие себя в бессмертных мертвецов при помощи черной магии и хранящие свою душу в особых сосудах — филактериях; или демиличи (demilich) — очень древние и очень плохо сохранившиеся личи, достигшие почти что божественного могущества. Можно упомянуть скелетов, поднимаемых из могил магами-некромантами, нечувствительных к колющим атакам (ведь у них нет плоти), но уязвимых для ударно-дробящего оружия и легко изгоняемых священниками (в ролевой игре “Dungeons & Dragons” у последних есть специальное заклинание turn undead, отпугивающее практически любую нежить).

Рыцари смерти (death knight, или dread knight) — тоже весьма популярный вид фэнтезийной нежити. Они представляют собой благородных рыцарей, проклятых своими добрыми богами-покровителями, либо оживленных после смерти злыми богами. Такие рыцари обычно возглавляют войска тьмы и имеют неплохие магические способности.

Среди прочих представителей нежити можно упомянуть и баньши (banshee, от bean sidhe — “женщина с холмов”) — разновидность “семейного” призрака из ирландской мифологии, чей зловещий вой по ночам (“кининг”) предвещает смерть кому-либо из членов данной семьи, и мумий — по сути, тех же зомби, заимствованных из древнеегипетских погребальных практик. В целом, мумии отличаются от обычных зомби своей хорошей сохранностью (забинтованные и набальзамированные, они могут “жить” тысячи лет). Многие из них обладают магическими способностями, ведь мумификации подвергались преимущественно знатные люди, в частности — жрецы.

“За кадром” нашей статьи остались китайские зомби — так называемые “прыгающие трупы”; бурятские покойники аниуки; буау —призраки-кровопийцы с острова Борнео, суринамский вампир азема; мексиканский вампир чупакабра; венгерский — лидерк, немецкий — блутзгаузер; нидерландский де ман де хаак... Словом, нежити, придуманной разными народами, хватит на огромный — и очень страшный — зоопарк.

Слово “лич” произошло от староанглийского lic (произносится так же), что означает “тело”, “труп”. Аналогичный термин есть и в немецком языке — leiche.
В малазийском фольклоре упоминается очень интересный вампир Пенганггалан — его голова может отделяться от тела и перемещаться по земле, волоча за собой внутренности. На Филиппинах есть похожее существо по имени Манананггал — вампирша, верхняя часть туловища которой могла отделяться от нижней, выпускать крылья и летать. Ее часто путают с филиппинским гулем Асвангом (днем он выглядит как нормальный человек, а ночью превращается в чудовище), которого, как говорят местные жители, можно отпугнуть запахом кипяченого кокосового молока, в котором варятся особые травы.
Болгары считают, что у вампиров есть только одна ноздря, и они спят с открытым левым глазом.
Порфирия — редкая генетическая болезнь, связанная с нарушением пигментного обмена. Кожа человека становится бледной, солнечный свет причиняет сильную боль. Глаза и зубы могут принять красноватый оттенок. Из-за своих тяжелых симптомов порфирия часто сопровождается психическими расстройствами. Эту болезнь считают одной из причин возникновения мифа о вампирах.
Еще один возможный “вдохновитель” вампиризма — вирус бешенства, гулявший по Европе в 19 веке (как раз тогда, когда легенды о вампирах получили развитие в литературе). Симптомы бешенства очень характерны: стремление избегать яркого света, галлюцинации, обильное слюноотделение, вспышки ярости.
Изображение
LedyXaos F
Аватара
Откуда: МО Железнодорожный - Москва
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 2363
Зарегистрирован: 18.03.2008
С нами: 16 лет

#5 Полковник » 22.12.2009, 19:38

Немного об орках:

Спойлер
Прошло много десятков тысяч лет после того как человечество впервые столкнулось с воинственной и жестокой расой орков. Все это время человечество вело постоянные войны против этих варварских созданий, и, скорее всего, эти войны никогда не закончатся.

Происхождение орков теряется во мгле тысячелетий. Некоторые считают что орки, это дегенерировавшие демоны Хаоса. Другие выдвигают предположение о том, что орки были искусственно созданы как раса воинов, в давние времена какой-то древней расой, эльдар или к'тан. Как бы то ни было, родного мира орков еще никто никогда не видел, хотя они широко расселены по галактике.

Раса орков рассеяна по всей галактике, также как и люди, но в отличие от человечества, орки разделены на тысячи империй, возглавляемых военачальниками. Военачальники стремятся завоевать территории своих соседей, будь то люди, эльдар или орки. Войны продолжаются до тех пор, пока его самого не разобьют в сражении. Это в природе орков, они всегда атакуют еще не подготовившись и никогда не думают наперед о следующей схватке.

Имперские отчеты содержат множество упоминаний о войнах с орками, но в них практически ничего не говорится об их происхождении. Единственно известно, что орки - остатки расы зеленокожих созданий, чьи поселения распространялись по все вселенной. Древняя раса орков подразделялась на три основные физические касты: каста рабов, гретчинов, каста воинов, орков, и правящая каста, известная как Мозговые бойзы. Последние процветали еще до развития человечества, развивая технологии и управляя другими кастами. Орки и гретчины - возможно специализированные мутанты, созданные Мозговыми бойзами для выполнения определенных функций, но ничего нельзя утверждать с уверенностью.

По всей видимости, Мозговые бойзы давно вымерли, оставив оркам остатки своей цивилизации. Если верить легендам орков, то Мозговые бойзы вымерли от великой чумы, длившейся много веков. Мозговые бойзы предвидели такой конец и генетически заложили необходимую информацию в своих слуг, чтобы хоть что-то сохранить от своей цивилизации. Только благодаря этому орки на сегодняшний момент сохраняют относительно высокий уровень технологий.
Полковник

#6 LedyXaos » 22.12.2009, 19:43

Полковник, Орки это уже вымысел, а мы обсуждаем то что имело быть в преданиях старины глубокой реального мира. Орки невписываются сюда пока что.
Изображение
LedyXaos F
Аватара
Откуда: МО Железнодорожный - Москва
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 2363
Зарегистрирован: 18.03.2008
С нами: 16 лет

#7 Полковник » 22.12.2009, 19:46

LedyXaos писал(а):пока что.
Могу про Хаос кинуть инфу Изображение
Полковник

#8 LedyXaos » 22.12.2009, 19:47

Полковник, Пока не надо, закончим одним начнем другое. А про Хаос я и так все знаю.
Изображение
LedyXaos F
Аватара
Откуда: МО Железнодорожный - Москва
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 2363
Зарегистрирован: 18.03.2008
С нами: 16 лет

#9 Vsevolod » 22.12.2009, 22:58

LedyXaos писал(а):В игровом “Мире Тьмы”, созданном компанией White Wolf Games, гули — человеческие слуги вампиров. Последние дают им выпить своей крови, и это наделяет гулей некоторыми сверхспособностями. Попробовав кровь вампира, гули будет вечно преданы ему.
Мне это напомнило мировую игруху "Vampire: The Masquerade Bloodlines". Она делалась по какому-то готовому игровому миру... Ток не помню по какому. Гляну при случае.
Люди любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить. (ц) Геральт
Vsevolod M
Аватара
Откуда: РнД
Репутация: 2 (+2/−0)
Сообщения: 6797
Зарегистрирован: 02.02.2008
С нами: 16 лет 1 месяц

#10 Blumen_von_Eis » 23.12.2009, 01:55

Blumen_von_Eis писал(а):Я сейчас не дам точную справку, если сюжет "знахарь прогоняет/уничтожает упыря", надо глянуть в указатель сюжетов для этого. Завтра, ладно?

Посмотрела указатели сюжетов быличек - рассказов о нечистой силе. Сюжета о борьбе колдуна с упырем там нет, но есть сюжет, что ведьма или колдун встают из гроба после смерти и их пронзают осиновым колом. (Источник: В.П. Зиновьев. Указатель сюжетов-мотивов быличек и бывальщин)
Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. (А.С. Пушкин)
Blumen_von_Eis F
Аватара
Откуда: где-то в России
Репутация: 7 (+7/−0)
Сообщения: 8586
Зарегистрирован: 22.11.2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#11 Kaiju » 09.08.2010, 11:22

Криптозоология интересует?
You Can Win, If You Want!
Kaiju M
Аватара
Откуда: Барнаул
Репутация: 0 (+0/−0)
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 09.08.2010
С нами: 13 лет 7 месяцев

#12 Blumen_von_Eis » 09.08.2010, 11:56

Kaiju, я этим не увлекаюсь, т.к. не верю) Но, возможно, кому-то будет интересно.
Говорят, что несчастие хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. (А.С. Пушкин)
Blumen_von_Eis F
Аватара
Откуда: где-то в России
Репутация: 7 (+7/−0)
Сообщения: 8586
Зарегистрирован: 22.11.2008
С нами: 15 лет 4 месяца

#13 Kaiju » 09.08.2010, 12:00

ОкеЙ!

Сейчас такое покажу...
You Can Win, If You Want!
Kaiju M
Аватара
Откуда: Барнаул
Репутация: 0 (+0/−0)
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 09.08.2010
С нами: 13 лет 7 месяцев

#14 Калашников » 09.08.2010, 18:54

Kaiju писал(а):Криптозоология интересует?
Я немного увлекался когда-то Изображение

Kaiju писал(а):Сейчас такое покажу...
Сасквача? Или мкооле-мбембе? Или ещё кого? ))
Я смысл этой жизни вижу в том,
Чтоб не жалея ни души, ни тела
Идти вперёд, любить и делать дело,
Себя не оставляя на потом...
Движенья постигая красоту,
Окольного пути не выбирая,
Наметив самый край, пройти по краю,
Переступив запретную черту...
Калашников M
Аватара
Откуда: Новополоцк, Беларусь
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 3525
Зарегистрирован: 10.08.2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

#15 Kaiju » 09.08.2010, 18:56

Калашников писал(а):Или ещё кого? ))
Морского Змея!
You Can Win, If You Want!
Kaiju M
Аватара
Откуда: Барнаул
Репутация: 0 (+0/−0)
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 09.08.2010
С нами: 13 лет 7 месяцев

#16 Калашников » 09.08.2010, 19:00

Kaiju писал(а):Морского Змея!
А-а-а... Трижды прославленного и тысячу раз осмеянного? Один из наиболее интересных представителей среди прочих объектов криптозоологии, ИМХО.
Я смысл этой жизни вижу в том,
Чтоб не жалея ни души, ни тела
Идти вперёд, любить и делать дело,
Себя не оставляя на потом...
Движенья постигая красоту,
Окольного пути не выбирая,
Наметив самый край, пройти по краю,
Переступив запретную черту...
Калашников M
Аватара
Откуда: Новополоцк, Беларусь
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 3525
Зарегистрирован: 10.08.2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

#17 Kaiju » 09.08.2010, 19:09

Великий морской змей

Три тысячи лет существует легенда о великом морском змее. И хотя за триста лет его видели более тысячи раз, официальная наука делает вид, что его нет. Видно, для того чтобы признать существование этого зверя, ученым необходимо увидеть животное в клетке зоопарка... "Это было страшно и неправдоподобно. Мы чувствовали себя как кролики перед удавом: абсолютно беспомощными и беззащитными... Мы точно заглянули в глаза иного, неведомого мира, невероятно далекого, невероятно страшного". Такую запись сделали в путевом журнале американские путешественники Блайт и Риджуэй об их встрече с Великим морским змеем. В июле 1966 года они пересекали Атлантический океан на обычной гребной лодке, и однажды ночью в центральной Атлантике неподалеку от них, разрезав фосфоресцирующие волны, из воды поднялась большая змееподобная голова, венчавшая длинную гибкую шею. Выпуклые глаза размером с блюдце, мерцая зеленоватым светом, бесстрастно рассматривали оцепеневших от ужаса людей. Из приоткрытой зубастой пасти выливалась вода. Животное медленно плыло, обгоняя лодку, и продолжало рассматривать путешественников, поворачивая в их сторону плоскую голову. Под водой угадывалось его массивное, мощное тело. Через минуту-другую животное, изогнув шею, нырнуло под воду, оставив за собой светящийся след. Сообщение Блайта и Риджуэя, как это всегда бывало и раньше, когда речь заходила о встречах с Великим морским змеем, вызвало многоголосый хор откровенных насмешек. А ведь только за триста лет Змея видели более тысячи раз. По мнению голландского ученого Удеманса, первая встреча Змея с цивилизованным миром произошла в 1552 году. К началу ХХ века зафиксированных встреч было 28, а с 1802 года по 1890-й - 134. С развитием мореплавания, с увеличением количества судов, бороздящих Мировой океан, участились и встречи со Змеем. Один из известнейших современных зоологов, профессор Королевского института естествознания в Брюсселе Бернар Эйвельманс собрал и систематизировал эти наблюдения в книге "Гигантский морской змей", где привел сведения о сотнях встреч с ним. Вот лишь несколько эпизодов. Рыбак Джордж Зегерс, ловивший в 1947 году рыбу неподалеку от острова Ванкувер, рассказал: "Вдруг я почувствовал себя очень странно. Дрожь пробежала по спине, и мне показалось, что кто-то за мной наблюдает. Я оглянулся. Слева метрах в 45-ти от лодки над водой возвышалась голова на шее длиной более метра. Два черных как смоль глаза смотрели пристально на меня. Они крупно выступали на голове, словно две булки. Я никогда не видел ничего подобного. Голова была сантиметров сорок в диаметре. Посмотрев на меня с минуту, животное отвернулось, и я увидел его спину. На ней было что-то вроде гривы темно-коричневого цвета, которая состояла скорее из пучков бородавок, чем из волос'. В феврале 1950 года у того же острова со Змеем встретились судья Браун, его жена и дочь во время прогулки по берегу залива. "Моя жена первая заметила чудовище, - рассказывал Браун журналистам, - Животное тут же исчезло, но потом вновь появилось приблизительно в 150 метрах от берега. Его голова, похожая на голову змеи, 'поднималась над поверхностью воды на полтора метра. Темного цвета шея была длиной около двух метров, толщиной сантиметров тридцать. Плавало чудовище очень быстро, так как оно показалось вскоре уже метров за триста. Я видел животное три раза. В один из моментов оно всплыло прямо перед нами. Не было сомнения, что это морской змей. Я думаю, что чудовище достигало в длину 10-12 метров'. Встречались со Змеем и наши соотечественники. После опубликования в мае 1979 года журналистом Ю.Дудниковым в газете "Водный транспорт" подборки материалов "Большая тайна Океанов" было получено много писем и рисунков. Вот, например, что рассказал Ю. Стариков из Хабаровска. "Когда я сообщил товарищам, что встретил динозавра, меня подняли на смех, и я замолчал надолго..." Что же он увидел? Летом 1953 года часов в 18-19 примерно в 300 метрах от берега острова Кунашир (один из островов Курильской гряды) из воды появилась голова на длинной шее блестящей черной окраски. Сначала голова животного была видна в профиль. Оно открывало пасть, закидывало голову назад и рывком бросало ее вперед, как будто что-то заглатывало. Затем голова повернулась в сторону берега, и Стариков увидел два больших блестящих пятна, по-видимому, глаза. Потом животное ушло под воду. Стариков прислал и рисунки неизвестного животного. Ю.Литвиненко (из Севастополя) летом 1955 года командовал тральщиком, и в Татарском проливе на траверзе порта Ванино в 300-400 метрах по правому борту он, вахтенный офицер и два сигнальщика увидели темно-коричневую, похожую на змеиную, голову, выступающую из воды на три-четыре метра. Над глазом у животного виднелась красная ' полоса, похожая на бровь. Заметно возвышалась часть спины, покатая и ребристая. Позади всплескивал хвост животного. По тому, как животное ныряло, и он ясно видел конец хвоста, Литвиненко определил длину змея в 20-25 метров. Встреча длилась примерно полминуты, а затем животное нырнуло и больше не появлялось. Рисунок увиденного Литвиненко монстра оказался схож с рисунком Старикова. Общий же портрет животного был близок к тому, который давали в своих описаниях и зарубежные очевидцы. Эйвельманс пришел к выводу, что Великий морской змей обитает чуть ли не во всех морях и океанах. Только в одних местах встречается реже (например, в арктических широтах), в других - чаще (у юго-западного полуострова Великобритании Корнуэлл). Недаром в книге Эйвельманса две трети сообщений о встречах со Змеем до 1900 года приходятся именно на этот район. В графстве Корнуэлл Великий морской змей стал как бы местной достопримечательностью, вроде Несси в Шотландии. У Змея здесь даже есть собственное имя - Моргаур, произошедшее от старого кельтского слова, означающего "морской гигант". Опираясь на свидетельства, Эйвельманс дает обобщенный портрет Змея: плоская змееподобная голова с крупными глазами и длинной шеей, большое массивное тело с горбами и длинным хвостом. Длина - от 10 до 30 с лишним метров. Змей быстро плавает. В деталях очевидцы расходятся. По одним утверждениям — длина шеи составляет три метра, по другим - до десяти; голова его, говорят одни, размером с лошадиную; другие утверждают, что ее длина и ширина достигают двух метров; одни видели на голове рожки и подобие растительности, другие - совершенно голую голову. По одним свидетельствам — у Змея беззубые десны, по другим - пасть его усыпана огромными острыми зубами. Одни видели черного Змея, другие - черно-коричневого. Противоречия? Да. Но они вполне объяснимы. "Я убежден, что речь идет не об одном виде, а о целой группе совершенно различных животных, среди которых есть существа, очень похожие на плезиозавров", - утверждает Эйвельманс. Сопоставив внешние признаки, он разделил Змеев на девять основных классов: плезиозавров, динозавров, тилозавров, ихтиозавров и т. д. Но ученых-скептиков не убеждает даже то, что очевидцами встреч были не только одиночки, но и целые экипажи судов. В мае 1917 года в семидесяти милях к юго-востоку от Исландии офицеры и матросы британского корабля "Хиллари" видели морское чудовище с треугольным спинным плавником. В июле 1897 года канонерская лодка "Аваланш" буквально наткнулась в заливе Алонг на двух морских Змеев длиной двадцать метров и толщиной около трех. Расстояние до них было примерно полкилометра. Артиллеристы сделали один выстрел, но промахнулись, и животные скрылись под водой. В феврале следующего года на том же месте "Аваланш" вновь встретил знакомцев. Командир корабля доложил командованию, на что получил безапелляционное заключение: коллективная галлюцинация. Через девять дней "Аваланш" снова встречается со Змеями, чтобы реабилитировать себя и команду в глазах общественности, командир попытался поймать или подстрелить одного из животных, но безуспешно. Однако на этот раз факт встречи подтвердили десять офицеров корабля. В ноябре 1959 года южноафриканские рыбаки встретились с целой стаей, не менее двадцати, десятиметровых чудовищ. Рыбаки, естественно, поторопились ретироваться. Осенью 1959 года советский сторожевой корабль СКР-55 нес дозор в Беринговом море. На мостике находился командир корабля А.Лезов, вахтенный офицер С.Новиков помощник командира, сигнальщик и в рубке рулевой. Громкий доклад сигнальщика: "Предмет прямо по курсу!" - не застал офицеров врасплох. Они и сами увидели, как впереди, метрах в ста - стадвадцати, всплыло существо столь необычное, что на мостике все на мгновение оцепенели. На змееподобной шее, поднявшейся над водой на 5 метров, толщиной 45 сантиметров сидела плоская змееподобная голова с большими темными выпуклыми глазами. Встреча с животным была столь неожиданной, а размеры его настолько внушительными, что командир корабля счел благоразумным уклониться от возможного столкновения с таинственным существом. Но оно само ушло под воду. И с корабля видели его 'бугристую" спину темно-коричневого цвета, гладкую и блестящую. Как только СКР-55 возвратился на прежний курс, животное вновь всплыло, но уже за кормой, метрах в 80 от кильватерной струи. Высоко подняв голову, оно осмотрело нарушителя его спокойствия и снова погрузилось в волны. Как писал С.Новиков, все на мостике "были настолько поражены, что никто не вспомнил о фотоаппарате, который лежал на столике вахтенного офицера". Доклад командира СКР о встрече со Змеем был расценен чуть ли не как пособничество вражеской пропаганде, не говоря уж о насмешках. Недаром Новиков молчал двадцать с лишним лет и рискнул "пооткровенничать", лишь когда расстался с военной формой. "Если бы мне пришлось его нарисовать, - писал Новиков, - то я бы полностью скопировал рисунок Ю.Старикова... только нижняя челюсть была бы более массивной". Несмотря на краткость "свидания" со Змеем (30-40 секунд), натренированный взгляд военного моряка сумел зафиксировать некоторые подробности: "Животное в первый раз погрузилось в волны, изогнув шею, как бы нырнуло под воду. Это было сделано так плавно и грациозно, что никаких видимых брызг мы не наблюдали... Движение воды в месте всплытия животного показывало, что у него массивное туловище". В 1968 году наблюдатели-вертолетчики китобойной базы "Советская Россия", ведшей промысел в Антарктике, дважды видели морских животных, похожих на морских змей, светло-коричневого цвета, длиной 10-15 метров и толщиной туловища в один метр. Вертолет змей не испугал, хотя пилот его, И.Джус, снижался до 13 метров. В пользу существования в океане неизвестных очень крупных животных, предположительно рептилий, говорят и многочисленные находки их останков. Впрочем, известны даже случаи, когда Змей попадался в сети рыбаков и живым. Так, в 1876 году восточнее британского портового города Фалмут, что находится на полуострове Корнуэлл, к рыбакам в сети попался морской Змей. Его вытащили на берег, осмотрели и выпустили обратно в море. В 1892 году у того же Фалмута рыбаки вновь вытянули в сетях Змея, но на этот раз они в испуге бросили их, и Змей уплыл. В 1941 году на побережье Шотландии море выбросило сразу два гигантских тела. Несмотря на то, что они были уже разложившимися, местные жители считали, что это трупы существ с длинной шеей, заостренным длинным хвостом и волосяным покровом, напоминавшим волоконца на кокосовом орехе. Однако ученые заявили, что останки принадлежат гигантским акулам. Через четыре года и опять же в Шотландии штормом вынесло на берег почти восьмиметровое существо с длинной лебединой шеей и маленькой головой. Специалисты не смогли опознать это неведомое животное. В 1960 году 9-метрового Змея выбросило на пляж в Сцицуга в штате Массачусетс. В июне 1983 года английский школьник Оуэн Бёрнем, проводивший каникулы на Гамбийском морском курорте, обнаружил на берегу выброшенный волнами пятиметровый труп какого-то странного животного. Прежде чем труп порезали и съели местные жители, Оуэн успел его тщательно обмерить и зарисовать. Когда эти рисунки увидел один из специалистов Кембриджского университета, он с полной уверенностью заявил, что это был труп юного кронозавра, ящера, который проживал в водах южной Атлантики. Американский зоолог Айвен Сандерсон, создатель "общества по изучению необъясненного", много лет занимающийся проблемой Великого морского змея, установил, что на побережьях Новой Зеландии, Тасмании, Австралии, островов вблизи США люди не один раз встречали на отмелях отпечатки следов каких-то огромных трехпалых существ. А рядом с ними были пропаханы глубокие борозды, похожие на следы от тяжелого хвоста. Они оказались похожими на следы, которые мог бы оставить динозавр, вышедший на берег. Но даже и это не убедило ученых-скептиков. Официальную точку зрения современной науки по этой проблеме в свое время высказал известный чешский ученый, профессор К.Аугуста: "Поверить в существование чудовищных морских змей можно будет лишь тогда, когда такая змея будет действительно поймана. Думаю все же, что надежды на такую поимку очень мало". В отношении надежды на поимку профессор совершенно прав. Можно лишь рассчитывать на счастливый случай. Такой, например, который произошел в 1938 году, когда профессор Дж.Л.Б.Смит обнаружил живой и невредимой кистеперую рыбу латимерию отряда целакантообразных, которая учеными всего мира считалась вымершей еще 70 миллионов лет назад. До сих пор люди находили лишь ее окаменевшие останки. Именно окаменевшие, так как латимерия ровесник этим доисторическим ящерам: динозаврам, плезиозаврам, ихтиозаврам и прочим рептилиям. Кроме того ученые нашли и других 'живых ископаемых": ряд реликтовых морских и наземных беспозвоночных животных. В конце концов ныне существующий крокодил тоже ровесник динозавров. Так почему же, если все эти "живые ископаемые" существуют и поныне, мы отказываем в этом морским рептилиям? Ведь в огромном Океане с его неисчерпаемыми пищевыми ресурсами и неисследованными глубинами можно благополучно и почти незаметно существовать не одной тысяче ящеров. Поэтому многие ученые уверены в существовании Великого морского змея. Так, например, французский профессор Жиар считает, что это мезозавр или ихтиозавр, изредка появляющийся на поверхности моря. Такого же мнения придерживается и профессор Вайян. "После того, как в 1938 году была поймана кистеперая рыба целакант, которой "полагалось" исчезнуть 70 миллионов лет назад, - говорит видный советский ученый-океанолог академик А.С.Манин, - я не вижу ничего фантастического в том, что в океане могут жить неизвестные пока науке чудовища". А специалист по морским млекопитающим академик А.В.Яблоков считает, что "сегодня нет оснований сомневаться в возможности существования в океане крупных рептилий, поскольку уже обнаружено довольно много представителей животного мира той же древности". Следовательно, многие крупные ученые верят в существование Великого морского змея. "Сейчас всех волнует другой вопрос - что он собой представляет", - говорит главный защитник Змея профессор Бернард Эйвельманс.
You Can Win, If You Want!
Kaiju M
Аватара
Откуда: Барнаул
Репутация: 0 (+0/−0)
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 09.08.2010
С нами: 13 лет 7 месяцев

#18 Калашников » 09.08.2010, 19:21

Kaiju, а про глобстеров слышал?
Я смысл этой жизни вижу в том,
Чтоб не жалея ни души, ни тела
Идти вперёд, любить и делать дело,
Себя не оставляя на потом...
Движенья постигая красоту,
Окольного пути не выбирая,
Наметив самый край, пройти по краю,
Переступив запретную черту...
Калашников M
Аватара
Откуда: Новополоцк, Беларусь
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 3525
Зарегистрирован: 10.08.2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

#19 Kaiju » 09.08.2010, 19:26

Ага! Это вообще такие твари!
You Can Win, If You Want!
Kaiju M
Аватара
Откуда: Барнаул
Репутация: 0 (+0/−0)
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 09.08.2010
С нами: 13 лет 7 месяцев

#20 Калашников » 09.08.2010, 19:29

Kaiju писал(а):Ага! Это вообще такие твари!
...про которых никто ничего не может толком сказать, хотя распотрошили их уже с десяток. Яркий пример догматизма и косности современной науки. Изображение
Я смысл этой жизни вижу в том,
Чтоб не жалея ни души, ни тела
Идти вперёд, любить и делать дело,
Себя не оставляя на потом...
Движенья постигая красоту,
Окольного пути не выбирая,
Наметив самый край, пройти по краю,
Переступив запретную черту...
Калашников M
Аватара
Откуда: Новополоцк, Беларусь
Репутация: 3 (+3/−0)
Сообщения: 3525
Зарегистрирован: 10.08.2008
С нами: 15 лет 7 месяцев

След.

Вернуться в Избранное в пяти томах

Кто сейчас на форуме (по активности за 5 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 14 гостей

cron