Внимание! Писалось давно и под эмоциями от прочтения тонн бреда, вылившихся на фильм от всякого рода "кинокритиков". Поэтому слог такой... специфический:)
Звезный десант -1997.Кирпич с тройным дном.
«— Гражданин лично ответственен за безопасность государства
и готов пожертвовать ради него жизнью. В отличие от негражданина.
— Так написано в учебнике. Но понимаешь ли ты это? Веришь ли?»
«Вперед, обезьяны! Вы что, хотите жить вечно?»
Читая статьи критиков, отзывы зрителей и даже комментарии на разного рода файлообменниках, неизбежно сталкиваешься с самыми разными мнениями и толкованиями о предмете обсуждения. Однако, не так часто можно встретить столь противоречивые отзывы, как об этом, простом как клинкерный кирпич, фильме. Фразы, вроде: «Это не похоже на книгу!!!» бросаются в глаза, пожалуй, резче всего. Отметаю подобные заявления с порога. Фильм — это отдельное произведение, и судить его следует в отрыве от источника. Судить, исходя из сравнений, можно лишь о наличии совести и кривизне рук создателей. А это уже несколько иное.
Фильмы по источникам всегда снимаются "немного не о том, и немного не так", а в данном случае — немного не о том, и СИЛЬНО не так. Показательной в этом плане стала сцена с солдатом, вопрошающим: «Какой толк от этих ножей, если на войне надо только кнопку нажать?» Надо ли говорить, что в книге ответ был куда мягче и намного более развернутым? Нет там также и намека на любовные переживания главных героев.
Впрочем, и в фильме они представлены весьма обыденно, что может немного отпугнуть любителей бразильских сериалов. Одна любит другого, другой любит третью, а третьей вообще вся эта любовь по барабану, идёт проторенной тропой…
«Мы, люди, считаем себя венцом творения природы. Боюсь, что это заблуждение...»
И жили бы они себе, кто со сломанной рукой, а кто и совсем без, да случилась война с умными жуками. Вернее, тупыми, с точки зрения человека. Ну, да с точки зрения любого обезьяна, все вокруг тупые.
Незамутнённым поисками Великого Смысла обезьянкам фильм кажется крутым и жутко веселым боевичком, и с ними нельзя не согласиться. Накал, ярость и жестокость боевых сцен потрясала как в конце 90х, так и сейчас. Мозги на стенках, литры крови, расчленёнка и лица расчленяемых крупным планом… Первые же кадры боестолкновения после пафосной сцены высадки десанта зашкаливают за все нормы приличия. С фирменным верховенским цинизмом показана гибель десятков и сотен людей под навалом толпы здоровенных жуков, которые со своей грацией и живучестью прямо-таки просятся на экраны компьютерных мониторов. Недаром, по мотивам фильма вышла пара игрушек разной степени паршивости, целиком посвященных отстрелу конечностей у полюбившихся насекомых.
Здесь необходимо все-таки сделать ремарку на книгу, где жуки с успехом пользовались дистанционным оружием и даже заключали союзы с другими расами. А десантники были облачены в навороченные бронескафандры и использовали тактику "прыгнул на полкилометра в сторону, пустил вон в тот холм ракету с ядерным мини-зарядом". Что поделать, такая война не столь романтична и напрочь лишена голливудского накала страстей.
«— Как же это случилось?..
— Мы решили, что умнее жуков.»
Иным субъектам, что считают себя развитыми несколько более, чем обезьянки, этот опус Пола Верховена показался страшной пропагандой тоталитарного строя, так живо ассоциирующегося с ненавистными фашистами и "коммуняками". Не смущало их даже то, что голландец родился прямо перед второй мировой, вырос в послевоенной европе и не понаслышке знаком с проявлениями фашизма. Впрочем, вопли возмущенных быстро притихли под напором критиков, лучше знакомых с творчеством Верховена и любящих выискивать у режиссера фигу в кармане. Они-то быстро догадались, что фильм на самом деле - "чемодан с двойным дном", а происходящее на экране месилово — не что иное, как острая сатира на этот самый "тоталитаризьм". Правда, местами вялая и с переизбытком "экшена", который, понятное дело, должен схавать "массовый зритель". Выбор внешнего врага тоже весьма символичен — насекомые против "человейника". Ну, а пропагандистские агитки в новостях и лубочные персонажи только усиливают сатирический эффект от изображенного
будущего.
«Право делать выбор, это как раз то, чем обладает каждый. Воспользуйся им.»
Будущего, в котором все нации объединились в единую планетарную Федерацию. Будущего, где не имеет значения раса и пол гражданина, поскольку гражданство нужно заслужить, а не получить просто по факту своего рождения. Будущего, в котором многие (пусть и не все) готовы отдать жизнь за других людей. Где у каждого есть выбор — заботиться о себе или заботиться о всех. Что ж, нет ничего удивительного в том, что многое в этом фильме кажется смешным нашей "элите".
А вот персонажам фильма, незамутненным морально-этическими переживаниями современных Чацких, весь этот пафос почему-то не кажется смешным. Они принимают как должное разговоры о патриотизме, долге и ответственности. Они просто живут, делая свой выбор, живут в той самой "тоталитарной антиутопии" и нисколько по этому поводу не переживают. Для них все просто. Чтобы влиять на мир вокруг, необходимо проявить волю. Имеешь волю — служи отечеству. Не рассчитал силы — уходи с позором. Не ушёл вовремя — имей честь расплачиваться по полной.
«Я не могу! Лучше пристрелите меня!»Как ни странно, фильм демонстрирует удивительно адекватный, жесткий, не имеющий ничего общего с либеральными сказками подход к мировосприятию.
«Тот, кто голосует, проявляет политическую волю, он владеет силой. А у кого сила, у того и власть. Единственная возможность изменять мир так, как вам нравится. (…) Сила в ходе истории оказывалась наиболее действенным средством решения проблем. Тот, кто полагает, что силой ничего не добьешься — принимает желаемое за действительное. Тому, кто забывает об этом, всегда приходится расплачиваться.»Но что до того нашим баранам, ведь
«мама сказала, что сила — не главное».Здесь лучше, чем где-либо показаны преимущества человека, как социального животного. По аналогии с организованными насекомыми, «человейником» или пчелиным ульем, где 3-4 рабочих пчелки запросто отгонят шмеля, а пара десятков завалит даже шершня.
По сути, показан один из очень немногих вариантов развития человечества, где люди не жрут друг друга, а живут и умирают друг за друга. Пусть и в пределах отдельно взятой армии отдельно взятой Федерации. Безусловно, это очень смешно.
Итого. Кому кажется одно, кому другое, а Верховен стебётся над всеми сразу. Любителям же проводить время в поисках фиги могу посоветовать заглянуть и в другой карман. Запросто найдете вторую.
P.S.: Весьма типична ситуация с прокатной версией для РФ, откуда вырезали всю обнажёнку и сцены особо зверского насилия. Также уверен, что некоторую сумятицу вносит и как всегда "адекватный" русский дубляж. К примеру, сакраментальную фразу
«Вперед, обезьяны! Вы что, хотите жить вечно?» извратили до
«Вы же хотите, чтобы вас помнили?» Прошу извинить за то, что брал цитаты именно из этого перевода, другого под рукой не оказалось.
9 из 10