Про сериалы "Buffy the Vampire Slayer" и "Angel"
Добавлено: 14.01.2018, 00:30
Внезапно я хочу написать (на пустом форуме, да-да) о кино. Точнее, о сериалах. Я, конечно, наивно надеюсь, что кто-нибудь прочитает мой путаный рассказ, но если нет – то и ладно. Мне просто надо выпустить из себя впечатления (ну, как всегда, честно говоря).
Когда я была маленькой и глупой, я не смотрела «Баффи, истребительницу вампиров», поскольку считала этот сериал слишком тупым и несерьёзным (ну выглядит он так, что поделаешь). Зато, уже постарше, смотрела «Зачарованных», несколько сезонов из середины, и вот он и правда был глупым. Уже сильно потом я узнала, что есть такой чувак Джосс Уидон и он вообще хороший сценарист, и после Firefly захотела посмотреть остальные сериалы, которые он сделал. Подозреваю, что я не одна такая.
И, собственно, вот. :)
БПЧ-1: «Баффи»
(БПЧ-1 – бесконечная простыня, часть первая)
Я, разумеется, хочу рассказать, что в обоих сериалах (второй – спин-офф «Баффи» про другого персонажа) хорошего, но для начала нужна небольшая вводная на тему, чё как вообще. А то ведь не одна я люблю читать о том, чего не видела.
А для разрежения простынности и уменьшения унылости добавлю-ка я в текст «пирожков», собранных по интернету.
Итак, «Баффи» – перед нами, товарищи, подростковый сериал (напополам с ужастиком, опять-таки, понятно, подростковым). Про школоту, которая учится, влюбляется, строит отношения, отрывается в ночном клубе, а в промежутках спасает мир или просто кого попало от вампиров и прочей нечисти, которой в этом городке водится дофига. Звучит очень скучно, как по мне. Особенно если главная героиня – Избранная, наделённая сверхсилами. Ну и что из этого можно выжать? Ооо, я расскажу… Но сначала – фактику, как обещала.
Большинство серий (до последнего сезона, где сюжет шёл практически со старта и ни разу не останавливался) идут по такой схеме: герои сталкиваются с чем-нибудь паранормальным – вероятнее всего, в школе (пока из неё не выпустятся, это естественным образом сменит декорации:)), всё ж таки школа стоит на довольно специфическом месте, – побеждают очередного монстра дня и спасают потерпевших, которых ещё не успели убить… и да, третьестепенную школоту тут кладут пачками, притом что к главным героям сериал очень мягок и с ними никогда ничего не происходит действительно плохого… впрочем, до поры до времени. Но, справедливости ради, убитые не всегда статисты. Довольно часто очередного школьника вводят как вполне интересного персонажа, и никогда не знаешь, то ли он присоединится к команде, то ли другим каким-то образом будет в сериале мелькать (троица задротов-«суперзлодеев» до своего объединения именно так и мелькали, по отдельности), то ли в этой же серии и убьют. Ну и в последних сезонах, где всё стало серьёзнее, как-то и трупов поменьше.
Есть у меня на этот счёт забавное наблюдение, кстати. В «Баффи» по ходу поиска и нейтрализации очередной нечисти в мини-сюжетах на одну серию гибнет много левого народа, но в итоге главные герои эту нечисть всегда побеждают, вот только трупов в сериале какое-то пугающее количество. Зато глобально главные герои побеждают всегда. Не легко, разумеется, но более-менее всё проходит удачно. В «Ангеле» процедуральная часть проходит удачнее и трупов на единицу времени уж точно меньше… вот только глобально всё плохо практически сразу. С просветами, но как-то уж больно часто. Такое ощущение, что удачи в мелочах там смягчают общую мрачность. А в «Баффи», наоборот, мрачность смертями третьестепенных персонажей и нагнетается. Правда, ближе к концу сериал и сам становится мрачнее и это нагнетание сходит на нет, в нём просто нет нужды.
И всё же, несмотря на периодические закосы под хоррор, «Баффи» – довольно весёлый сериал (по крайней мере, первые сезона четыре, дальше юмора всё меньше, а события всё более неиллюзорно меняют жизнь главных героев). И я не знаю, как, но смесь смешного и страшного получилась очень органичной. Не только Баффи, все в маленьком городке Саннидейл пытаются жить нормальной жизнью и не замечать очевидного (особенно в этом преуспел второй директор школы; первый, несмотря на свои закидоны, был адекватнее и мне даже нравился… но его, к сожалению, съели). И вроде бы большинство обывателей уверены, что ничего такого не существует, но количество летальных несчастных случаев при этом не удивляет никого. Странный городок. Но это так, отступление.
Может ли в схеме «монстр дня» как основе сюжета быть что-то хорошее? Как ни странно, да, если не сводить всё к битвам с чудовищами. Тут много очень интересных идейно серий, в которых происходит не просто ловля монстров, а нечто более необычное. Как вот про кошмары наяву в первом сезоне, или эпизод, где у всех пропал голос, или про девочку, ставшую невидимой, потому что её никто не замечал, или когда исполнилась мечта любого нарцисса мальчик, которого никто ни во что не ставил, нашёл способ изменить реальность так, чтобы стать в ней главной звездой (а Баффи ходила и задавалась вопросом, что N, конечно, велик и успешен во всём, без вопросов, и в кино снимается, и интернет изобрёл, но всё-таки странно, что он дерётся лучше меня, я всё-таки избранная и получила для этого сверхъестественные силы, а он как бы – нет… забавная была серия).
Собственно, почти все эпизоды не про ловлю монстров, а с подвохом. В городке, построенном на вратах в ад, не только количество вампиров зашкаливает, но и самые обычные человеческие желания и психологические проблемы могут вызвать к жизни какую-нибудь паранормальщину, да и безумные изобретения подозрительно легко получаются. Потому и истории на самом деле – о людских проблемах, оформившихся в этом странном месте в сверхъестественное. Интересно, что при этом сами главные герои, их взаимоотношения, их семьи… довольно-таки беспроблемны в том смысле, из которого в других сериалах любят вытягивать драму (у Баффи так вообще на удивление адекватная мама, да и с отцом неплохие отношения, даром что родители в разводе). Что, в общем, понятно: едва проблемы твоей жизни начинают занимать в ней хоть сколько-нибудь заметное место – как не успеешь оглянуться, и ты уже призрак, или заключаешь договор с демоном мести, или покойника оживляешь, или ещё что-нибудь затейливое.
С этой ловлей монстров, которая не про ловлю монстров, связана и вторая фишка, которая есть из двух сериалов только в «Баффи»: выстраивание параллелей, когда одну и ту же проблему показывают через призму нескольких ситуаций с разными персонажами. Это верно и для мини-сюжетов на эпизод (где может быть два-три варианта развития одного конфликта: один – отыгрывается непосредственно в сюжете серии, остальные идут фоном и касаются главных героев), и для глобальных сюжетных линий. Когда в целом суть ситуации одна – но рюшечки другие, конкретика. Разные люди (и нелюди) и поступают по-разному. Вот, например, отлично было с историей про юного изобретателя, придумавшего волшебные таблетки для придания себе альфа-самцовости. И, разумеется, с повышенной физической силой, когда тестостерон хлещет из ушей, невозможно же сдержаться и не срывать зло на своей девушке… а потом, протрезвев превратившись обратно, пацан будет ужасаться, извиняться, пытаться загладить свою вину, но новую порцию таблеточек себе приготовит, классные же таблеточки. Кто сказал «цикл насилия»? Молодец, возьмите конфетку.
И параллельно показывают, как с похожими проблемами (и в гораздо более сложных условиях) справляются другие персонажи. Один – оборотень, который принимает все необходимые меры, чтобы в полнолуние быть взаперти безопасным для окружающих. А про вторую ситуёвину я даже спойлерить не буду, там всё совсем непросто. На этом фоне изобретатель смотрится особенно прекрасно, потому как, в отличие от истории Джекила-Хайда, наркота вообще не влияла на его рассудок, он просто отпускал контроль (и, возможно, думал, что она таки влияет… ну и не пробовал сопротивляться: он ведь не виноват, а девушка могла бы и не провоцировать, разве она не понимает, как ему трудно?). Там аж главные герои офигели: он чё, не переставал быть собой под таблеткой? Не-а, не переставал. Но это как алкоголь – способ легитимизировать свои желания и перейти в режим «не виноватая я». Вот только среди настоящих возможностей потерять контроль и рассудок (и вообще по ходу сериала нам показывали столько сверхъестественных проблем) школьный Джекил, не способный сдержаться, будучи вполне обычным человеком, смотрится просто не передать как. И да, вся серия была про изобретателя как монстра дня, остальные две истории шли в ней фоном… и контрастом. Довольно типичный для «Баффи» приём, но тут уж очень ярко сработал.
Вообще выбор – наверное, главная тема в обоих сериалах (да, знаю, что пока пишу только про один, я уже немного запуталась в собственных черновиках :)). Выбор, который есть, что бы ни происходило. Который всё может изменить. И который никогда не бывает навсегда: что ты ни решишь, решение придётся подтверждать, возможно, не каждый день, но довольно часто… или, быть может, выбрать другое, что тоже не будет окончательным (один персонаж вообще метался всю дорогу, как таракан в сортире – не мог, бедняжка, выбрать, с умными быть или всё-таки с красивыми; «каждый человек находит себе оправдание, и чем более подлым он становится, тем трогательнее у него история» – не, это не отсюда цитата, это Аберкромби, просто вспомнилось). Про то, как найти свой собственный путь, когда все вокруг хотят от тебя чего-то. Когда видят в тебе – не тебя. Как держаться его, даже если не получается, как найти силы вернуться, несмотря на все ошибки, несмотря на то, что этих сил в тебе как-то и не хватает. И про то, что если навыбираешь такого, что последствия тебе не понравятся, назад будет не отыграть, можно только попытаться исправить, и, быть может, даже получится, но всё же это будет что-то новое, со следами того, случившегося, неотменяемого. А как раньше не будет.
Да начиная с самой идеи, что душа, которая есть у людей, собственно говоря, возможность выбирать и обеспечивает. И этим отличает от бездушных вампиров, которые не смогут не быть монстрами, даже если вдруг захотят. Был там, например, один… который вроде и влюбился, и любовь его меняла, вроде даже подобрел… а в итоге попытался любимую изнасиловать. Вот и вся любовь, как пелось в песенке. Или как та вампирша, которая искренне не хотела кусать свою подругу, но чтобы это желание не осталось сиюминутным капризом, нужно внутри хоть что-то хорошее (кроме памяти и привычки). А хорошее-то из неё вынули, остались худшие стороны, в её случае – желание, чтоб всё было быстро и бесплатно, усилиями окружающих людей (знакомый типаж, да?), и рано или поздно в лёгкие схемы по получению желаемого неизбежно будет включена теперь уже бывшая подруга. Она и человеком могла бы так поступить… но могла и не так. И в этом маленькая разница.
Ладненько. А то с этими душами я перехожу к теме, о которой хотела бы написать на два сообщения позже… Точнее, не перехожу, рано пока. Да и вообще пора про второй сериал что-нибудь сказать, например. Тем более что он тоже предыдущую тему продолжает.
Когда я была маленькой и глупой, я не смотрела «Баффи, истребительницу вампиров», поскольку считала этот сериал слишком тупым и несерьёзным (ну выглядит он так, что поделаешь). Зато, уже постарше, смотрела «Зачарованных», несколько сезонов из середины, и вот он и правда был глупым. Уже сильно потом я узнала, что есть такой чувак Джосс Уидон и он вообще хороший сценарист, и после Firefly захотела посмотреть остальные сериалы, которые он сделал. Подозреваю, что я не одна такая.
И, собственно, вот. :)
БПЧ-1: «Баффи»
(БПЧ-1 – бесконечная простыня, часть первая)
Я, разумеется, хочу рассказать, что в обоих сериалах (второй – спин-офф «Баффи» про другого персонажа) хорошего, но для начала нужна небольшая вводная на тему, чё как вообще. А то ведь не одна я люблю читать о том, чего не видела.
А для разрежения простынности и уменьшения унылости добавлю-ка я в текст «пирожков», собранных по интернету.
все эти школьные предметы
сказал сотрудник гороно
совать в другого человека
категорически нельзя
сказал сотрудник гороно
совать в другого человека
категорически нельзя
Итак, «Баффи» – перед нами, товарищи, подростковый сериал (напополам с ужастиком, опять-таки, понятно, подростковым). Про школоту, которая учится, влюбляется, строит отношения, отрывается в ночном клубе, а в промежутках спасает мир или просто кого попало от вампиров и прочей нечисти, которой в этом городке водится дофига. Звучит очень скучно, как по мне. Особенно если главная героиня – Избранная, наделённая сверхсилами. Ну и что из этого можно выжать? Ооо, я расскажу… Но сначала – фактику, как обещала.
Большинство серий (до последнего сезона, где сюжет шёл практически со старта и ни разу не останавливался) идут по такой схеме: герои сталкиваются с чем-нибудь паранормальным – вероятнее всего, в школе (пока из неё не выпустятся, это естественным образом сменит декорации:)), всё ж таки школа стоит на довольно специфическом месте, – побеждают очередного монстра дня и спасают потерпевших, которых ещё не успели убить… и да, третьестепенную школоту тут кладут пачками, притом что к главным героям сериал очень мягок и с ними никогда ничего не происходит действительно плохого… впрочем, до поры до времени. Но, справедливости ради, убитые не всегда статисты. Довольно часто очередного школьника вводят как вполне интересного персонажа, и никогда не знаешь, то ли он присоединится к команде, то ли другим каким-то образом будет в сериале мелькать (троица задротов-«суперзлодеев» до своего объединения именно так и мелькали, по отдельности), то ли в этой же серии и убьют. Ну и в последних сезонах, где всё стало серьёзнее, как-то и трупов поменьше.
олег нашёл шестнадцать трупов
в своей квартире на полу
и почему-то у олега
тревожно стало на душе
в своей квартире на полу
и почему-то у олега
тревожно стало на душе
Есть у меня на этот счёт забавное наблюдение, кстати. В «Баффи» по ходу поиска и нейтрализации очередной нечисти в мини-сюжетах на одну серию гибнет много левого народа, но в итоге главные герои эту нечисть всегда побеждают, вот только трупов в сериале какое-то пугающее количество. Зато глобально главные герои побеждают всегда. Не легко, разумеется, но более-менее всё проходит удачно. В «Ангеле» процедуральная часть проходит удачнее и трупов на единицу времени уж точно меньше… вот только глобально всё плохо практически сразу. С просветами, но как-то уж больно часто. Такое ощущение, что удачи в мелочах там смягчают общую мрачность. А в «Баффи», наоборот, мрачность смертями третьестепенных персонажей и нагнетается. Правда, ближе к концу сериал и сам становится мрачнее и это нагнетание сходит на нет, в нём просто нет нужды.
И всё же, несмотря на периодические закосы под хоррор, «Баффи» – довольно весёлый сериал (по крайней мере, первые сезона четыре, дальше юмора всё меньше, а события всё более неиллюзорно меняют жизнь главных героев). И я не знаю, как, но смесь смешного и страшного получилась очень органичной. Не только Баффи, все в маленьком городке Саннидейл пытаются жить нормальной жизнью и не замечать очевидного (особенно в этом преуспел второй директор школы; первый, несмотря на свои закидоны, был адекватнее и мне даже нравился… но его, к сожалению, съели). И вроде бы большинство обывателей уверены, что ничего такого не существует, но количество летальных несчастных случаев при этом не удивляет никого. Странный городок. Но это так, отступление.
я думал вы звезду чертили
чтоб принимать нас в октябрят
а тут у вас поинтересней
обряд
чтоб принимать нас в октябрят
а тут у вас поинтересней
обряд
Может ли в схеме «монстр дня» как основе сюжета быть что-то хорошее? Как ни странно, да, если не сводить всё к битвам с чудовищами. Тут много очень интересных идейно серий, в которых происходит не просто ловля монстров, а нечто более необычное. Как вот про кошмары наяву в первом сезоне, или эпизод, где у всех пропал голос, или про девочку, ставшую невидимой, потому что её никто не замечал, или когда исполнилась мечта любого нарцисса мальчик, которого никто ни во что не ставил, нашёл способ изменить реальность так, чтобы стать в ней главной звездой (а Баффи ходила и задавалась вопросом, что N, конечно, велик и успешен во всём, без вопросов, и в кино снимается, и интернет изобрёл, но всё-таки странно, что он дерётся лучше меня, я всё-таки избранная и получила для этого сверхъестественные силы, а он как бы – нет… забавная была серия).
Собственно, почти все эпизоды не про ловлю монстров, а с подвохом. В городке, построенном на вратах в ад, не только количество вампиров зашкаливает, но и самые обычные человеческие желания и психологические проблемы могут вызвать к жизни какую-нибудь паранормальщину, да и безумные изобретения подозрительно легко получаются. Потому и истории на самом деле – о людских проблемах, оформившихся в этом странном месте в сверхъестественное. Интересно, что при этом сами главные герои, их взаимоотношения, их семьи… довольно-таки беспроблемны в том смысле, из которого в других сериалах любят вытягивать драму (у Баффи так вообще на удивление адекватная мама, да и с отцом неплохие отношения, даром что родители в разводе). Что, в общем, понятно: едва проблемы твоей жизни начинают занимать в ней хоть сколько-нибудь заметное место – как не успеешь оглянуться, и ты уже призрак, или заключаешь договор с демоном мести, или покойника оживляешь, или ещё что-нибудь затейливое.
проклятье сдвинувшихся досок
загадка криков из-под ног
исчезновение соседа
да много у сортира тайн
загадка криков из-под ног
исчезновение соседа
да много у сортира тайн
С этой ловлей монстров, которая не про ловлю монстров, связана и вторая фишка, которая есть из двух сериалов только в «Баффи»: выстраивание параллелей, когда одну и ту же проблему показывают через призму нескольких ситуаций с разными персонажами. Это верно и для мини-сюжетов на эпизод (где может быть два-три варианта развития одного конфликта: один – отыгрывается непосредственно в сюжете серии, остальные идут фоном и касаются главных героев), и для глобальных сюжетных линий. Когда в целом суть ситуации одна – но рюшечки другие, конкретика. Разные люди (и нелюди) и поступают по-разному. Вот, например, отлично было с историей про юного изобретателя, придумавшего волшебные таблетки для придания себе альфа-самцовости. И, разумеется, с повышенной физической силой, когда тестостерон хлещет из ушей, невозможно же сдержаться и не срывать зло на своей девушке… а потом, протрезвев превратившись обратно, пацан будет ужасаться, извиняться, пытаться загладить свою вину, но новую порцию таблеточек себе приготовит, классные же таблеточки. Кто сказал «цикл насилия»? Молодец, возьмите конфетку.
И параллельно показывают, как с похожими проблемами (и в гораздо более сложных условиях) справляются другие персонажи. Один – оборотень, который принимает все необходимые меры, чтобы в полнолуние быть взаперти безопасным для окружающих. А про вторую ситуёвину я даже спойлерить не буду, там всё совсем непросто. На этом фоне изобретатель смотрится особенно прекрасно, потому как, в отличие от истории Джекила-Хайда, наркота вообще не влияла на его рассудок, он просто отпускал контроль (и, возможно, думал, что она таки влияет… ну и не пробовал сопротивляться: он ведь не виноват, а девушка могла бы и не провоцировать, разве она не понимает, как ему трудно?). Там аж главные герои офигели: он чё, не переставал быть собой под таблеткой? Не-а, не переставал. Но это как алкоголь – способ легитимизировать свои желания и перейти в режим «не виноватая я». Вот только среди настоящих возможностей потерять контроль и рассудок (и вообще по ходу сериала нам показывали столько сверхъестественных проблем) школьный Джекил, не способный сдержаться, будучи вполне обычным человеком, смотрится просто не передать как. И да, вся серия была про изобретателя как монстра дня, остальные две истории шли в ней фоном… и контрастом. Довольно типичный для «Баффи» приём, но тут уж очень ярко сработал.
антон учтиво извинился
принёс ромашки и вино
потом ещё две шоколадки
но суд убийство не простил
принёс ромашки и вино
потом ещё две шоколадки
но суд убийство не простил
Вообще выбор – наверное, главная тема в обоих сериалах (да, знаю, что пока пишу только про один, я уже немного запуталась в собственных черновиках :)). Выбор, который есть, что бы ни происходило. Который всё может изменить. И который никогда не бывает навсегда: что ты ни решишь, решение придётся подтверждать, возможно, не каждый день, но довольно часто… или, быть может, выбрать другое, что тоже не будет окончательным (один персонаж вообще метался всю дорогу, как таракан в сортире – не мог, бедняжка, выбрать, с умными быть или всё-таки с красивыми; «каждый человек находит себе оправдание, и чем более подлым он становится, тем трогательнее у него история» – не, это не отсюда цитата, это Аберкромби, просто вспомнилось). Про то, как найти свой собственный путь, когда все вокруг хотят от тебя чего-то. Когда видят в тебе – не тебя. Как держаться его, даже если не получается, как найти силы вернуться, несмотря на все ошибки, несмотря на то, что этих сил в тебе как-то и не хватает. И про то, что если навыбираешь такого, что последствия тебе не понравятся, назад будет не отыграть, можно только попытаться исправить, и, быть может, даже получится, но всё же это будет что-то новое, со следами того, случившегося, неотменяемого. А как раньше не будет.
Да начиная с самой идеи, что душа, которая есть у людей, собственно говоря, возможность выбирать и обеспечивает. И этим отличает от бездушных вампиров, которые не смогут не быть монстрами, даже если вдруг захотят. Был там, например, один… который вроде и влюбился, и любовь его меняла, вроде даже подобрел… а в итоге попытался любимую изнасиловать. Вот и вся любовь, как пелось в песенке. Или как та вампирша, которая искренне не хотела кусать свою подругу, но чтобы это желание не осталось сиюминутным капризом, нужно внутри хоть что-то хорошее (кроме памяти и привычки). А хорошее-то из неё вынули, остались худшие стороны, в её случае – желание, чтоб всё было быстро и бесплатно, усилиями окружающих людей (знакомый типаж, да?), и рано или поздно в лёгкие схемы по получению желаемого неизбежно будет включена теперь уже бывшая подруга. Она и человеком могла бы так поступить… но могла и не так. И в этом маленькая разница.
на кладбище аркадий в полночь
под вспышки молний волчий вой
под шум дождя раскаты грома
решил сегодня не ходить
под вспышки молний волчий вой
под шум дождя раскаты грома
решил сегодня не ходить
Ладненько. А то с этими душами я перехожу к теме, о которой хотела бы написать на два сообщения позже… Точнее, не перехожу, рано пока. Да и вообще пора про второй сериал что-нибудь сказать, например. Тем более что он тоже предыдущую тему продолжает.