Страница 1 из 1

Советский БР - реальный образец.

Сообщение #1Добавлено: 07.12.2011, 05:41
Калашников
Какие первые ассоциации возникают у вас при слове "мехи"? Естественно, сразу вспоминаются многочисленные аниме, посвящённые этому виду техники, видеоигры вроде незабвенного Mechwarriors и голливудские "Трансформеры". Короче - нечто мощное, разрушительное и абсолютно нереальное. Однако мало кто знает, что подобные машины разрабатывались в действительности. И пионерами в этой области были именно мы. Как бы фантастически это не звучало, но ещё полвека лет назад в Советском Союзе конструировали двуногие военные шагоходы.

А началось всё в первой половине 60-х годов, когда советские конструкторы выступили с предложением создать для наших пехотинцев одноместные, передвигающиеся на двух ногах, боевые машины.

Одеть в индивидуальную броню людей предложили сотрудники известного всем, кто имел хоть какое-то отношение к танковой тематике, научно-исследовательского института НИИ-100 (впоследствии в 1966 году он был переименован в НИИ "Трансмаш").

Как вспоминает начальник отдела в УНТК ГБТУ (1966–1986), полковник в отставке Григорий Борисович Пастернак, трудно сейчас сказать, как далеко продвинулись в те годы конструкторы, он всего лишь видел описание в машинописном виде, там же были схемы этого боевого средства.

Костюм весом около пятисот килограммов внешне был чем-то средним между средневековыми рыцарскими доспехами и скафандром советского космонавта. "Руки" заменяли пулемет и противотанковое оружие с соответствующим боекомплектом. Все оружие могло свободно перемещаться в передней полусфере.

Двигаться этот "железный человек" должен был при помощи компактного двигателя внутреннего сгорания небольшой мощности.

Все бы хорошо, но в конструкции были изъяны. У проекта боевого шагохода отсутствовала вертикальная стабилизация, соответственно устойчивость обещала быть неважнецкой. Если машина, не дай Бог, по какой-либо причине легла бы, допустим, на бок, на спину или "лицом" вперед, то она так и осталась бы лежать. Средств аварийного подъема не было.

На модели "меха" не предусмотрели и установку средств связи, поэтому совершено не понятно, как собирались управлять подразделениями таких машин.

Так что, по мнению Григория Борисовича, такой шагоход совершенно не вписывался в сухопутные войска 60-х годов XX века.

По концепции тех лет, фронтам и армиям предстояло вести широкомасштабные боевые действия со значительным использованием ядерного оружия. В подобной войне такой вот "мех" - не жилец. По живучести он уступал бы не только средним и тяжелым танкам, но даже БМП и бронетранспортерам.

А вот для сил правопорядка такой механический комплекс прекрасно бы подошел, например, обезвреживания вооруженных террористов. Но в те годы таковых не было. И никто не мог тогда представить, что у нас появятся оснащенные по последнему слову военной техники многочисленные бандитские формирования.

В любом случае, несмотря на несовершенство данной разработки (в конце концов, разработали бы и стабилизация и снабдили бы средствами связи, стоило лишь задаться целью), советские конструкторы сумели на десятилетия опередить время. Сейчас, как известно, создание боевых шагоходов занимает умы не только фантастов и разработчиков компьютерных игр, но и создателей настоящих боевых систем. И в данном случае, СССР был "впереди планеты всей".